Как изменилось транспортное сообщение, каким оно стало удобным,
быстрым, комфортным (особенно в сравнении с путешествием Радищева в
тряском экипаже). Из дубенского автобуса - пересадка в столичный и
почти без паузы - отправление в Москву. Ну не чудо ли - через 2
часа 10 минут - метро Анино. Да что описания этого великолепного
повествователя - самой еще помнится маленький автобус, окутанный
облаками пыли, пробирающийся среди полей по грунтовой разбитой
дороге более трех часов от Дубны до Тулы. А еще паровозик, ходивший
по узкоколейке от Ханино до Тулы, останавливающийся на крохотных
станциях со старинными названиями Веригино, Бредихино, Труфаново,
Рвы, где ждали пассажиров местные женщины с кульками ягод для
продажи. Поезд из нескольких вагонов, (так называемая кукушка), шел
среди цветущих лугов на подъеме так медленно, что можно было успеть
нарвать цветов и с бьющимся сердцем вскочить на подножку вагона.
Какие времена прошли!
Москва - город контрастов. Сверкают здания и
витрины, несутся с
огромной скоростью блестящие дорогие автомобили, и прямо на площади
с точеными, уходящими в ночное небо подсвеченными башенками
вокзалов, спят похожие на страшных огромных гусениц, закутанные в
грязные тряпки бомжи. Вот на гранитном парапете ряд спившихся, с
одинаковыми безразличными лицами людей. А напротив несколько
десятков гастарбайтеров предлагают свои услуги. Эту вокзальную грязь
видят вместе с нами передвигающиеся группами по своим маршрутам,
говорящие на неведомых мне языках туристы. У нас тоже есть свой
маршрут, и ночной поезд уже стоит на перроне.
В Санкт-Петербург (тогда Ленинград) я впервые попала уже взрослой
студенткой в далекие 70-е годы. Город вошел в душу необычной
красотой архитектуры, бесчисленными мостами и мостиками, каналами и
речками и, конечно, Невой - медленной, тяжелой, с серой, а то и
свинцовой водой (была ранняя, пасмурная весна), с изумительной
красоты зданиями на берегах. И постоянный ветер - плотный, теплый,
влажный. Потом пришлось даже пожить в этом городе некоторое время по
семейным обстоятельствам, скитаться по чужим квартирам. Время,
целиком посвященное тяжелому быту и воспитанию маленького сына,
вспоминается совсем в другом ключе - пригороды, деревянные, мрачные
двухэтажные дома, печка с безнадежно засорившимся дымоходом сложной
конструкции, вода из колонки, подвыпивший старик-хозяин, поющий
песни за стенкой, шум электропоездов в сторону Ораниенбаума,
корюшка, продающаяся у каждого столба во время нереста (рыбка пахла
свежими огурцами).
Этот город вернулся ко мне в прежнем облике гораздо позже, когда
приехала в Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации. Все
свободное время я посвятила экскурсиям, театрам, бесконечным
прогулкам по городу. А вот мечта о речной прогулке исполнилась
только в начале ноября этого года.
Петербург встречает нас неожиданно ярким солнцем. Холодно, ветрено.
Сияют купола храмов, блестит речная вода. Мечтали о прогулке на
катере по каналам и рекам - и вот слышим, как через рупор
экскурсовод приглашает любителей водных путешествий.
В черте Санкт-Петербурга находится множество (примерно 93) рек,
рукавов, протоков, каналов общей длиной около 300 км и около 100
водоемов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые
перекинуто почти 800 мостов (не считая мосты на территориях
промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных, поэтому этот
город так часто называют Северной
Венецией.
Белый маленький катерок всего с
несколькими местами для пассажиров
ждет нас у Казанского моста на Невском проспекте, рулевой
предлагает теплые пледы, чтобы мы не замерзли. Отплываем! Наш
маршрут: канал Грибоедова - Мойка - Зимняя канавка - Нева -
Фонтанка - Мойка - канал Грибоедова. Длина канала составляет 5 км,
ширина - 32 м, начало он берет от реки Мойки у Марсова поля и
впадает в Фонтанку. Мы плывем к началу канала. Впереди Итальянский
мост (сооружен в 1896 году на месте яличного перевоза, заново
построен в 1955 году, длина его 21 метр, ширина - З метра), он
тоненький и ажурный. В воде отражается храм Воскресения Христова,
часто называемый Спас-на-Крови. Храм был возведен по указу
императора Александра III в 1883-1907 годах по проекту архитектора
Альфреда Парланда на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно
ранен император Александр II. Проект выполнен в русском стиле с
подражанием московскому собору Василия Блаженного. Это девятиглавый
храм, вмещающий 1600 человек, его шатер возносится на 83 метра.
Подплываем ближе, и вот купола сверкают в синем небе прямо над
нами. На другой день мы вернемся сюда, чтобы полюбоваться этим
памятником русского мозаичного искусства еще раз и осмотреть его
внутреннее убранство.
Прямо напротив храма перекинут
через канал Новоконюшенный мост,
который является продолжением Конюшенной площади и одновременно
площади перед этим собором. Однопролетный железобетонный мост
построен в 1967 году на месте деревянного 1880-х гг. Его длина 21
метр, ширина - 34,4 метра. В начале канала находится Театральный
мост, который является лепестком трилистника, образованного вместе
с Малым Конюшенным мостом и ложным пешеходным мостом. Длина 23
метра, ширина - 15,5 метра. Сразу за Театральным мостом нас
восхищает своей красотой в русском классическом стиле дом Адамини,
построенный в 1823-27 гг. Канал Грибоедова для нас заканчивается, и
мы выплываем в Мойку. Длина этой реки, берущей начало из Фонтанки, -
4,67 км, ширина - до 40 м, наибольшая глубина - 3,2 м. Считается,
что на берегах Мойки в молодом Петербурге строились общественные
бани, отсюда и название реки. На самом деле название Мойка восходит
к более раннему - Мья, производному от финского слова (грязь,
слякоть). Очевидно, речка была так названа потому, что вытекала из
Торфяного болота, которое находилось немного южнее Марсова поля.
Рядом с
домом
Адамини - Круглый рынок арх.
Кваренги 1785-1790 годов постройки. Известно, что этим рынком часто
пользовалась в свое время семья Пушкина. Впереди - Большой
Конюшенный мост (Название моста произошло от здания Главных
императорских конюшен, расположенных на левом берегу реки Мойки,
44), справа виден массивный 2-й Зимний мост, являющийся частью
набережной Мойки, под которым начинается Зимняя канавка, а дальше по
течению Мойки - Певческий мост на фоне бывшего здания Министерства
иностранных дел - еще один мост-площадь в
исторической части города. Один из старейших мостов Санкт-Петербурга
обрел свою вторую жизнь после реставрации, является частью
пешеходной зоны в сердце Петербурга и очень востребован туристами и
транспортом. Hынешняя длина Певческого моста составляет 24 метра, а
ширина - 72 метра! За этим мостом начинается старейшая и самая
богатая историческими воспоминаниями часть набережных Мойки. С левой
стороны мемориальный музей Пушкина на Набережной Мойки,12 (дом
графини Волконской, куда привезли Пушкина умирать после дуэли)
напоминает о русском гении поэзии и нашей огромной национальной
потере. На противоположном берегу зеленое здание с белыми
пилястрами - это дворец графа Аракчеева, всемогущего военного
министра при Александре I (арх. Ф.И.Демерцов).
Слева направо: Круглый рынок; Конюшенный мост;
вдали 2-й Зимний мост и дворец графа Аракчеева; Певческий
мост;
Но нам
направо, и, не доходя до Певческого, мы поворачиваем в Зимнюю
канавку под каменный 2-й Зимний мост (построен лишь в 1964 году на
месте наплавного моста 1933 года строения, позже (1940) -
деревянного, повторяет внешний облик старинного 1-го Зимнего моста).
Плывем по Зимней Канавке (канал, соединяющий Большую Неву и Мойку в
районе Зимнего дворца, прорыт в 1718-1719 гг., длина 228 метров
(один из самых коротких в городе каналов), ширина около 20 м, одет в
гранитные берега). Проплываем под 1-ым Зимним мостом (сохранился с
XVIII века без каких-либо переделок. Ограждение моста - сплошные
гранитные парапеты). Особую живописность Зимней канавке придает
арка, соединяющая здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра
(построена в 1780-е гг. архитектором Ю. М. Фельтеном). Водный путь
стремительно ведет нас под двумя Зимними мостами к Эрмитажному
(построен одновременно с гранитными набережными Б. Невы в 1763-66 на
месте существовавшего здесь с 1718-20 разводного деревянного моста и
расположен по Дворцовой набережной. Длина моста 22,1 м, ширина -
15,2
м).
Слева направо: 1-й Зимний мост; арка и выход в Неву; набережная
Зимней канавки;
Я занята съемкой быстро
удаляющихся, вкладывающихся
зрительно как
матрешки один в другой трех мостов Зимней канавки, и внезапное
выныривание из-под темного каменного Эрмитажного моста в Неву
вызывает почти шок - ощущение другого мира - вне времени и
пространства. Есть только огромная темно-синяя река, яркое солнце в
фиолетовом небе, холодные брызги невской воды прямо в лицо и
безмерная, веками отшлифованная сияющая красота величественных
зданий.
Нева - река, соединяющая Ладожское озеро с Финским
заливом. В
геологическом отношении Нева - одна из самых молодых рек Северо-
Запада нашей страны. Ей немногим более четырех тысяч лет. Длина ее -
74 километра. Средняя ширина реки в чертах города около 600 метров,
а глубина достигает 24 метров. Позади остаются здания Эрмитажа,
слева - Дворцовый мост, соединяющий центральную часть города между
Зимним дворцом и Адмиралтейством и Стрелку Васильевского острова.
Длина этого моста 260 метров, ширина - 27,8 м. Катер бесстрашно под
него ныряет, и мы оказываемся в Большой Неве.
Большая
Нева -
крупнейший левый рукав
дельты Невы. Мимо нас
плывут (или мы плывем мимо них?) знаменитые здания Петербурга:
Адмиралтейство, на Университетсткой набережной - Академия наук,
Кунсткамера, дворец Меньшикова, Академия художеств. Глаза
разбегаются! Не дойдя до Благовещенского моста, возвращаемся к
Дворцовому. Выныриваем из-под него опять в Неву.
Огибаем Стрелку Васильевского острова (восточная
оконечность
Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных
ансамблей города, пример гармонии архитектуры с пейзажем берегов
Невы). Ростральные колонны Стрелки Васильевского острова были
построены одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах. На
стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых
частей кораблей, отсюда и их название. Изначально Ростральные
колонны высотой в 32 метра служили маяками для кораблей, идущих в
находящийся когда-то здесь торговый порт. В чашу на вершине наливали
смолу и поджигали её. В 1957 году сюда проведён газ, по праздникам
зажигают факелы в чашах.
Приближаемся к острову
Заячий и любуемся Петропавловской крепостью,
где у берегов Трубецкого батальона купается на глазах собравшейся
публики какой-то бесстрашный человек. Приятный сюрприз -
поворачиваем в Кронкверкский пролив между о. Зячьим и Петроградской
стороной. Таким образом, нам предстоит проплыть еще под двумя
красивейшими мостами - Кронверкским (мост соединяет Заячий остров с
Мытнинской набережной и Кронверкским проспектом, длина моста - 57,5
метра, ширина между перилами - 8,8 метров) и Иоанновским (первый
наплавной разводной мост появился на Заячем острове в 1703 г., т.е.
с образованием Петропавловской крепости. Это был первый мост
Петербурга. Через три года его заменили на деревянный подъёмный и
назвали Петровский. Иоанновский мост построен на месте первого
моста в Санкт-Петербурге. Сегодня по этому воссозданному мосту
туристы попадают через Иоанновские ворота (отсюда и название) в
Петропавловскую крепость. Современный мост до сих пор опирается на
каменные устои старого.
И в какой уж раз
выплываем в Неву, чтобы бросить последний взгляд на
Петропавловскую крепость, на Васильевский остров и наконец-то
вплотную приблизиться к знаменитому Троицкому мосту через Неву (мост
соединяет центр Санкт-Петербурга и петроградскую сторону в
непосредственной близости от Петропавловской крепости). Длина моста
582 метра, ширина 24 метра. Он огромен, это мост-гигант. Как приятно
осознать, что мы взяли и это препятствие и проплыли под его
широченной спиной!
Впереди Прачешный мост через Фонтанку, который
начинается прямо от
парадной решетки Летнего сада. Собственно прямо под ним и начинается
река Фонтанка. Это не просто мост - это каменная скульптура, поэзия
в камне, которая не может не восхищать. Длина моста 40,9 метра,
ширина - 14,3 метра.
Плывем по Фонтанке (пересекает
центральную часть города. Длина 6,7
км, ширина до 70 м, наибольшая глубина 3,5 м). Сразу же направо
виден Летний дом Петра в Летнем саду. По другую сторону узнаю
Соляный городок. Здесь когда-то была верфь, после ее переноса на
Выборгскую сторону в 1780-х годах на территории верфи были построены
амбары для хранения соли и вина, т.н. Соляной городок.
А вот в речном отражении слились в
радостном единении зеленый
Пантелеймоновский мост и синее небо. Эти сине-зеленые блики, к моей
уже радости, передала камера. (Пантелеймоновский мост пересекает
Фонтанку у Летнего сада. Его длина 43 метра, ширина - 23,7 метра).
А теперь мое воображение
захватывает вид Нижнего Лебяжьего моста,
расположенного по набережной Мойки через Лебяжью канавку. Одно
название чего стоит! Длина моста 19,6 м, ширина - 19,9 м., Он
основателен, уютен, его каменные массивные опоры тепло освещены
солнцем. Но нам мимо! Зато я успела посмотреть под него и увидела
узкую прямую Лебяжью канавку, выходящую в Неву, и совсем далеко -
Верхний Лебяжий мост.
Набережная Михайловского сада на Мойке,
великолепный павильон Росси
(1825 г.), характерный своими великолепными пропорциями, строгостью
форм и красотой деталей, а также удивительной гармоничной связью с
природным окружением сада. И вот уже сквозь деревья-великаны
сверкает храм Спаса-на Крови. Это значит, что наше водное
путешествие заканчивается.
Но впереди у нас еще целых полтора дня! Мы осмотрим Исаакиевский
собор, побываем в Русском музее (Михайловский дворец), совершим
автопрогулку по ночному Питеру. А на другой день наша
любознательность приведет нас в Строгановский и Юсуповский дворцы,
мы пройдем добрый десяток километров по центральным улицам города, а
вечером успеем послушать прекрасные хоровые коллективы наших
северных городов в Певческой капелле. Вот такой он, Питер - один из
самых красивых городов на свете!
Просматривая дома фотоснимки Санкт-Петербурга, удивляясь вечной
красоте этого города, требующей огромной заботы не только
материальной, но и духовной, я подумала о нашей маленькой Дубне, о
ее красивейшей Мосоловской усадьбе, в которую входит дом, пруд,
парк и подсобные постройки, являющейся жемчужиной Дубны, до сих пор
радующей нас красотой архитектуры, о сохранении которой мы так мало
заботимся, о других наших памятниках старины, исчезающих, не
сбереженных нами. Что имеем - не храним. Будем ли плакать когда-
нибудь о разобранных на кирпичи православных храмах и старинных
усадьбах, о разрушенном до основания языческом храме близ деревни
Тимофеевка, о брошенных деревеньках и станциях, об этой исчезающей
тихо и безропотно красоте?
Прошу прощения за возможные ошибки в истории. С благодарностью приму
замечания.