|
История навеяна статьей Река в
Туле в "Тульских новостях" о нашей главной тульской реке Упе.
Вот как она начинается: Я часто задаю вопрос студентам или в иной
аудитории: «Какая самая главная улица в городе Туле?». Ответом звучат:
пр. Ленина, Советская, Красноармейский проспект. После некоторой
паузы, я говорю: «Упа».
В статье подробно рассматриваются проблемы "нашей главной улицы"
города. Ну а я каким образом близок к этой теме? Дело в том, что хотя
я и очень долго живу в Туле, не могу забыть свою полноводную,
судоходную, вполне чистую реку Вологду, громадное Кубинское озеро в
моем вологодском крае. Мне не хватает этой чистой речной воды со
своеобразным запахом, не хватает возможности окунуться в ее чистые
воды, прогуляться вдоль берега.
.
Если вы заметили, я в своих фото-историях не раз обращался к нашим
малым городским рекам. Пора обратить внимание и на Упу. За годы жизни
в Туле у меня собралось достаточно большое количество фотографий Упы в
разное время года, в разных её районах города и в разные этапы
освоения городом её берегов.Не забудьте пройтись по ссылкам
( тема весьма обширная!) получите много новых интересных
фактов
И в интернете я нашел много интересного об Упе. С этого и начнем. | УПА В ПРОШЛОМ
Фото Упы между Оружейным заводом и Кремлем с сайта "Записки скучного
человека"
Вот что пишут на сайте Река Упа "Тульские бренды":
Если взять в руки старые тульские карты, не сразу и узнаешь старушку
Упу. Она широкой лентой разрезала город на две части, разделяясь у
заводского острова на два рукава. Причем русло реки от городского
берега до оружейного завода в несколько раз превосходило зареченский
рукав. Шутка ли, длина знаменитого Кривого моста, соединявшего башню
водных ворот кремля и заводские проходные, составляла тогда 85 метров!
В послевоенные годы Тульский оружейный завод занял не только остров,
но и берег Упы у Кремля, заводской канал пришел в запустенье. Эта
часть реки настолько обмелела и заросла, что летом 2012 года
специалисты фирмы, очищавшие береговую зону Упы у Зареченского моста с
помощью плавающего экскаватора, признали: в заводской канал надо
запускать мощную землеройную технику - воды в реке между Тульским
оружейным заводом и Кремлем нет вообще, только двухметровый слой
земли.
Сегодня трудно поверить, что еще семьдесят лет назад Упа считалась
судоходной. В 1946 году по решению Тульского облисполкома Упа в полной
мере использовалась для внутриобластных перевозок. В навигацию 1947
года по Упе курсировали три баржи и несколько катеров. Только пристань
у Новотульского металлургического завода приняла тогда 2000 тонн
грузов.
Очень интересно в интернете рассказано о мостах через
Упу, которых в прежние времена было семь. Увы, ни один из них не
сохранился. Оглашу только их названия, остальное вы прочтете сами.
.
Это - КРИВОЙ, ЧУГУННЫЙ, ЦЕПНОЙ, два ЖЕЛЕЗНЫХ моста, ВАСИЛЬКОВСКИЙ и
ЛУГОВСКОЙ
Фото мостов через Упу с сайта "Записки скучного
человека"
Вот описание только одного моста
ЦЕПНОЙ МОСТ
Особенно примечательным был проект Цепного моста, построенного
Шуберским в Туле в том же 1843 году. Он соединил заводской остров и
Чулково на участке между современными улицами Осташева и Пролетарской.
Такие сооружения тогда только-только входили в моду (серия таких
мостов была построена в Санкт-Петербурге) и привлекали архитекторов
изысканными формами и простотой конструкции. Устойчивость мостовой
достигалась не массивными фермами, а цепями, которые крепились к
башням на берегах. За некую прозрачность форм такие мосты еще называли
висячими.
Тульский градоначальник Андрей Андреевич Любомудров в книге «Древняя
Тула» в 1908 году писал: «…Был устроен для пешего сообщения с Чулковою
слободою краса Тулы и чудо строительного искусства – цепной (висячий)
мост, впоследствии (кажется в 70-х годах) почему-то снятый, о чем
нельзя не пожалеть. Уцелевшие от него устои и доселе стоят, хотя,
конечно, в жалком, разрушенном виде».
По Цепному мосту из Чулково дорога вела к деревянному мосту над узким
рукавом, рассекавшим остров, и далее через Кривой или Чугунный мосты в
центр города.
Фотографии Цепного моста не сохранились, на дореволюционных снимках
запечатлены только «устои моста», которые упоминает А. А. Любомудров.
В конце XIX века на их месте возвели новый, мало чем примечательный,
деревянный мост, который в Туле прозвали «Висячим». Во время сильного
паводка его часто накрывало водой, и тулякам на лодках переправляться
на другой берег.
Но и это еще не все, что мы можем узнать об Упе. На сайте История Тулы
читаем:
Со временем Тула поднялась до признанного центра
металлопроизводства, продукция ее умельцев продавалась на всей
территории России. Среди них находились подлинные произведения
искусства, выполненные настолько ювелирно, что в народе начала ходить
пословица о туляках, которые подковали блоху.
Через некоторое время и сама Упа заинтересовала Петра I, и он
решил воплотить в жизнь грандиозный план соединения в водную
магистраль речного пути из Московского бассейна в Азовское море. Он
рассчитывал осуществить его путем соединения Оки, Упы и Шат через
Иван-озеро с Доном. Туле предназначалось стать одним из важнейших
городов на этом речном пути. В 1707 году первый караван судов прошел
через Тулу к морю. Однако идея такого пути не оправдала себя, и вскоре
о ней забыли. Упе не суждено было стать связующим звеном в масштабном
плане покорения морей Петра I.
УПА В 50-60-е ГОДЫ XX ВЕКА
Вот что пишет старый туляк:
Мы на мосту через Упу. По правую руку когда-то был водный стадион
«Динамо». По левую – водная станция ДСО «Труд». Там были дорожки для
плавания, вышка для прыжков в воду. Купание прекратилось в середине
60-х годов. И еще именно здесь на лед сходились «биться» Подьячье и
Чулково. Кулачный бой был одной из самых любимых тульских забав! Вот
что рассказывает о них краевед Алексей Камоликов: «Если с гиканьем и
свистом по улице пробежали мальчишки с соседнего района, то все знали
– это приглашение на бой. Бойцы и детвора вставали друг против друга,
стенка на стенку. Если бой был равный, то все смотрят, подшучивают. А
если начинали теснить какую-либо из сторон, в бой включались все
присутствующие. Одно слово: «Наших бьют!» По этому призыву на бой
вставали все. Правила жесткие: бить только рукой, в кулак ничего не
вкладывать. Лежачего не бьют. Если кровь на лице, ты выбываешь.Если
кто нарушал правила, то его били и свои, и чужие».
Речной стадион и лодочная станция недалеко от Чулковского моста
| УПА ОТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА ДО ЦЕНТРА
Вот так выглядела Упа с левого берега в мае 2009 года:
В 2012 году началась чистка берегов от зеленых
насаждений
И берега Упы преобразились. Стало пусто и неуютно
О зданиях на набережной Дрейера, прежде всего, о бывшей женской
тюрьме, доме вице-губернатора, дворце известного самоварщика Баташева,
нескольких самоварных фабрик и других можно прочитать в статье Набережня Дрейера. Названа в честь
ДРЕЙЕРА Ивана Рудольфовича (1887-1919) – врач. Прежнее название
Больничная
Набережная. Год переименования 1924. Называлась просто Набережной.
После 1867 года, с появлением здесь губернской земской больницы, она
стала называться Больничной Набережной. В 1924 году решением
горисполкома Больничная Набережная была переименована в Набережную
Дрейера.
И обязательно загляните сюда - Записки
скучного человека, где увидите поразительно интересные и
редкие снимки как Упы, так и других уголков Тулы.
| ОТ МОСТА ЗАРЕЧЕНСКОГО ДО МОСТА ЧУЛКОВСКОГО
РОТОНДА
![Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Тула - Часть 16. Река Упа](283/tpic/pic072.jpg)
БЕРЕГА УПЫ
![Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Тула - Часть 16. Река Упа](283/tpic/pic073.jpg)
![Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Тула - Часть 16. Река Упа](283/tpic/pic076.jpg)
ОСТАТКИ ПЛОТИНЫ У ОРУЖЕЙНОГО ЗАВОДА
![Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Тула - Часть 16. Река Упа](283/tpic/pic066.jpg)
| БУДУЩЕЕ УПЫ
ПРОЕКТЫ ОБУСТРОЙСТВА НАБЕРЕЖНОЙ УПЫ В ЦЕНТЕ
ТУЛЫ
Всю эту красоту мы увидим в самом лучшем случае через два-три года
ТРЦ "МАКСИ" В ЧУЛКОВО (ПРОЕКТ)
Вот что нам обещали при реализации проекта, прочтите! Но, как всегда, одно планируем,
другое получается. О возникших проблемах читайте на страницах "МК" -
Берег Упы в
Туле — зона беззакония? Посмотрим, что из всего этого
получится.
БЕРЕГ УПЫ ДО СТРОИТЕЛЬСТВА
БЕРЕГ УПЫ - РАССЧИСТКА
| УПА В КРИВОЛУЧЬЕ
Одно удовольствие пройтись по левому берегу Упы летом или осенью в
районе Криволучья. Идешь словно по сельской местности. Много зелени,
пасуться коровы и козы, поют птицы. Малолюдно, чистый воздух, хотя
вдали виден
дымящий НТМЗ. И вода кажется чистой. По берегу бьют родники. Хорошо!
| УПА В ПОЛОВОДЬЕ
Упа не раз заливала центр города и Чулково в половодье, особенно в те
времена, когда была полноводной. В интернете мне не удалось найти
хронику этих событий. Последнее, сильное наводнение было в апреле
1970, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотоснимки. Тогда затопило
набережную Дрейера, Чулково, Хомутовку и другие места города. Вот
несколько
снимков той поры, сделанные Львом Карукиным:
В наши времена Упа ведет себя более скромно. Вот мои фото 2010 года:
| УПА ЗИМОЙ
Упа зимой редко замерзает, такие теперь у нас зимы, да и теплые стоки
с заводов "помогают", но вот бывает и так, что можно проводить
подледную рыбалку (кто ест этих ядовитых рыбок?) и даже катаются на
коньках (было такое сообщение в "МК" в зиму 2012/2013 гг.)
| ССЫЛКИ
Река Упа
"Тульские бренды"
ТРЦ "Макси" в
Туле
Тульские
мосты
"Тульские бренды"
Тульские мосты
"Тульские пряники"
Набережноя
Дрейера. Часть 1
Набережная Дрейера. Часть 2
Набережноя Дрейера. Часть 3
Набережноя
Дрейера - историческая справка
Записки скучного человека. Часть 1
Записки скучного человека. Часть 2
Записки скучного человека. Часть 3
Проект
набережной Упы
Наводнение 1970 года
Фото. Наводнение 1970 года
Новый музей оружия
Тульские бренды
Великие
путешественники доплыли из Тулы до Бунырево
В Тульском
кремле откроют башню Водяных ворот, когда то стоящую на берегу Упы
Санитарное состояние реки Упы. 1871 г.
В Туле будет новый мост, или нет?
|
Статистика | 24ч. | 7дн. | Всего | Посетители: | 6 | 23 | 10168 |
mak 23.03.13 06:24
| Так чистка берегов проводилась под будущее строительство? | mak 23.03.13 06:40
| Оригинален вид нового музея. А был какой-нибудь конкурс на эту тему? | Sergik 23.03.13 09:01
| Знатный труд, понравилось. | Sergik 23.03.13 09:02
| Весчь..!! | geosid 23.03.13 12:25
| mak Чистка берега проводилась как мера для предотвращения большого затопления во
время паводка и для благоустройства набережной в будущем. Про конкурс на тему
музея не знаю. Вряд ли.
Спасибо всем за проявленный интерес. | vnstula 23.03.13 15:58
| Понравилось.История.Помню бабушкины рассказы о купании на Упе в довоенные годы.
Туляки любили здесь отдыхать... | geosid 23.03.13 23:39
| Обратите внимание на "Записки скучного человека", там кладезь знаний о старой
России с уймой интересных фотографий. | Тихоныч 24.03.13 00:26
| Обширно, интересно. | ДОБРЫЙ 24.03.13 12:19
| Великолепно! Спасибо большое за рассказ и ссылки! | Gayer 29.03.13 11:15
| Спасибо занимательно и интересно | Gayer 29.03.13 11:18
| вон оно как было | Gayer 29.03.13 11:19
| сколько представителей власти следят за ПДД (только шагом и никак иначе) | Gayer 29.03.13 11:24
| ай да молодцы | Gayer 29.03.13 11:27
| ой не верю :) | geosid 29.03.13 13:34
| Думаю, они специально здесь собрались попозировать. | geosid 29.03.13 13:35
| Да, да, Зареченский мост. | Для добавления комментария вы должны зарегистрироваться. |
|
|