Фотографии

Поиск
О сайте
Форум

Репортаж с места событий (51)
Поездки в интересные места (135)
Отчеты об отдыхе (23)
Фотосерии и фотосессии (52)
Исторический раздел (32)
Технический раздел (5)
Остальное (32)
Осенний марафон (конкурс!) (18)

geosid (125)

Поездки в интересные места
27.09.2017
10.09.2017

Начать последнюю, самую драматичную часть моего рассказа, я хотел бы с описания того, как происходит быт на высоте в 4 километра над уровнем моря. Кислорода здесь уже ощутимо меньше, чем внизу, организму требуется больше вдохов-выдохов для проделывания одинаковой работы. Ну или больше времени. Ну или больше вдохов- выдохов и времени, как показывает практика 😊. Снять треккинговые ботинки и одеть кроссы - реально тяжело и разом сделать не получается - только по одной ноге через передышку. Вылезти из палатки – с передышкой, сделать чай или приготовить еду – с передышкой, сходить в туалет – с передышкой перед возвращением, и т.д. Также любые резкие движения просто забываются, их организм и мозг делать не желают, жизнь становится плавной и текучей, со множеством передышек. Пульс в состоянии покоя около 70 ударов и это очень хорошо, у большинства пульс выше. Шаги больше не такие размашистые, идти нужно медленно, раза в два медленнее, чем внизу – тогда не запыхаешься. Я даже и подумать не мог, насколько это реально и сложно, пока сам не прочувствовал… Спим в палатках, ночью температура отрицательная, вода в котелке промораживается примерно на сантиметр. Лицо в спальнике мерзнет, на жестком полу спать некомфортно, постоянно ворочаешься, отлеживаются бока и спина – романтика. Еды затащили более чем достаточно, с этим у нас все хорошо. Только на практике я понял, зачем в горах люди пьют горячий чай. Это действительно напиток жизни - с него начинается утро и теплеет внутри, днем даже вспотевшему чай заливается с удовольствием, вечером чай позволяет не замерзнуть. В общем незаменимая вещь. Кто-то может сейчас вспомнить про спирт – но у нас никакого алкоголя, даже для профилактических целей, да и не греет спирт, доказано. ЗОЖ, все дела!

Итак, у нас 4 дня на высоте 4200 для подготовки и штурма вершины. Сегодня мы пришли и поставили штурмовой лагерь. Завтра мы идем на акклиматизацию на 5000м, послезавтра день отдыха, в ночь – выход на штурм. По возвращению в лагерь отдых, ночевка, и на следующий день спуск вниз.

16 сентября. Акклиматизационный выход на высоту 5000. Встали как обычно в 5:30, покушали, напились горячего чаю, подготовили термосы, одежду, еду в штурмовых рюкзаках и пошли наверх. Интересное ощущение – ты видишь конечную точку маршрута, она примерно в 700 метрах впереди по склону. «Да фигня какая, ну склон немного крутой, ну лед – но у меня кошки и ваще я Дартаньян» - думаешь ты и… 4,5 часа прешь туда свое тело с темпом ленивой улитки! Да, на высоте все происходит по-другому. Каждый шаг ставим четко, вдох-выдох, снова шаг, вдох-выдох, шаг… Я узнал, что у меня, есть огромная семья! И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок… и так раз за разом переставляешь ноги, читаешь стих и движешься по направлению к цели.

Мы дошли до площадки выше скал Пастухова, куда доезжают ратраки и снехогоды, отдохнули, перекусили и пошли дальше к вмерзшему ратраку. Те, кто бывал на Эльбрусе с юга, прекрасно знают эти контрольные точки. Тем, кто не бывал, расскажу, что на высоте примерно 5000 находится вмерзший в лед брошенный ратрак. Видать когда-то какой-то безбашенный пилот его туда загнал, а спуститься уже не смог. Вот и стоит памятником да ориентиром эта машина по сей день, вмерзшая наполовину в лед. Мы с Мартином двигались нормально, периодически побаливала голова, но не критично, а вот девчонкам акклиматизация давалась куда хуже. Инеса осталась ниже, на площадке, Саша пошла в сторону ратрака, но уже неуверенно. Видя, что подъем Саше дается тяжело, я попросил у Ильи (гид) пойти вперед, чтобы набрать побольше высоту. Кадые 20 метров я должен был оглядываться и получать команду либо двигаться далее, либо спускаться вместе со всеми. Вверх пошел не только я, но и Мартин. Нам не хватило буквально 50 метров до ратрака, когда Илья дал команду на спуск – Саше уже стало нехорошо и необходимо было двигаться вниз. Я же себя на подъеме чувствовал хорошо. Спустился метров на 100 и тут началось… Внезапно я обнаружил, что периодически теряю ориентацию. Просто стоишь и тут ррраз – тело вращается на 90 градусов, ноги не слушаются, норовят свалить тебя вниз. Ооопс! Контроль восстановлен, можно даже какую-то шутку сказать. Ррраз – опять ноги сами по себе, мозг вообще не слушается. Ооопс – снова все под контролем!

В таком состоянии, с нахлынувшей головной болью, очень аккуратно спускаюсь вниз. Не хватало еще на спуске ноги переломать и поставить крест на всем походе. Спускался долго, наверное дольше всех. В лагере у меня продолжается кратковременная дизориентация, волнами накатывает головная боль, состояние – врагу не пожелаешь. Кое как кушаю и валюсь в палатку. Поспав пару часов, становится значительно лучше. Делаю упражнения, стараюсь как можно дольше ходить или сидеть. А на следующий день дизориентация прошла и я больше не испытывал сложностей, связанных с гипоксией.

Гипоксию ощущают все новички-восходители, и зачастую даже сами гиды, которые за сезон хорошо акклиматизируются. Недостаток кислорода не щадит никого. Нужно пережить это состояние, перебороть себя, дать нагрузку, чтобы помочь организму адаптироваться к новым условиям. На восхождении все равно будет нехорошо, но главная сила в борьбе с высотой – твой мозг. Мотивация, желание добиться цели и не повернуть, как бы хреново не было – вот что приводит людей на вершину…

Весь следующий день мы отдыхали. Ну как отдыхали – гиды запретили спать и лежать, можно было делать все, кроме этих двух вещей. Мы сходили на ледовые занятия, покатались с горы, позарубались – это довольно забавно. Пострадали всякой фигней стоя или сидя, подготовили экипировку к штурму. Рано вечером отбой – подъем в 23:00, греем чай для термосов, кушаем и в бой!
Тульские фотоистории. Сергей Пеккер: Мои 5642 часть 3 Тульские фотоистории. Сергей Пеккер: Мои 5642 часть 3 Тульские фотоистории. Сергей Пеккер: Мои 5642 часть 3 Тульские фотоистории. Сергей Пеккер: Мои 5642 часть 3 Тульские фотоистории. Сергей Пеккер: Мои 5642 часть 3 Тульские фотоистории. Сергей Пеккер: Мои 5642 часть 3

На штурм мы вышли в 1:00 18 сентября. Ветер был сильнее и холоднее обычного, я сначала положил пуховку в рюкзак, но вскоре одел ее, так как темп был невысоким и мне становилось холодно идти вверх. Мы шли в связке, гиды первым и последним, остальные посередине. На подходе к скалам Пастухова наш темп замедлился – Инесе стало трудно дышать, картина повторялась один в один как с акклиматизационным выходом. Пройдя так некоторое время, Миша (гид) предложил разбить группу, пойти с Инесой, а остальные должны пойти вперед. Илья, Саша, Мартин и я двинулись далее побыстрее. На подходе к ратраку стало видно, что Саше уже тоже непросто дается подъем, у нее жуткая мозоль на ноге и высота вносит коррективы в ее состояние. Мы же с Мартином были огурцом, готовые выстреливать и выстреливать вверх, по направлению к Цели.

Кстати, для себя я сразу поставил конечную точку успешного восхождения – это возвращение в лагерь, но никак не восхождение на вершину. Можно отдать все силы на восхождение, а потом совершить ошибку на спуске – именно так и происходит в подавляющем большинстве трагических случаев. Мне же хочется еще пожить, поэтому если буду чувствовать, что силы закончатся на вершине – рисковать скорее всего не буду. Забегая далее, делать такой выбор мне не пришлось, но возник выбор посложнее…

До ратрака мы шли часов 5. Далее мы пошли сильно медленнее… Поднявшись еще выше мы вышли на «косую полку» - бесконечный узкий траверс восточной вершины Эльбруса к седловине. Сложность этого участка заключается в том, что идти по нему долго, монотонно, время восхождения как раз такое, что многим хочется спать. А оступиться очень опасно – ниже находится ледник и так называемый трупосборник – там заканчивают восхождение те, кому не удалось покорить «косую полку». По «косой» мы уже идем очень меделенно – нас тормозит Сашка, ей очень тяжело: нога болит, горняшка по полной накрыла. Делаем несколько шагов и отдыхаем, ритм рваный, времени на отдых тратим слишком много. Эээх, Санька, по честному остаться бы тебе в нижней связке – да пожалели тебя гиды, видя твое желание дойти до вершины. До седловины Саша доходит уже на морально-волевых усилиях, перебарывая каждый свой шаг. Боец одним словом, молодчина!

Отдохнув на седловине мы начали подниматься по траверсу западной вершины, Саше стало совсем плохо и я услышал самое страшное, чего боялся – гид дал команду поворачивать вниз. У меня все внутри опустилось – как так, вершина так близко, погода отличная, сил немеряно, состояние отличное, люди вон спускаются с вершины, а вон пара пенсионеров на вид пошла наверх… Такое же недоумение я заметил и на лице у Мартина. Мы с ним переглянулись, молча поняли состояние друг друга и далее на двух языках начали уговаривать гида разрешить подъем на вершину. Илья оставался непреклонен – или все идем вверх, или все вместе идем вниз. Вверх идти мы уже не можем – Саше реально хреново, ей нужно либо отдыхать на седловине и потом спускаться вниз, либо сразу спускаться вниз. Наша позиция была следующая – мы полны сил, вершина – рукой подать, самое сложное уже позади. Мы приехали дойти до вершины, а не развернуться. Мы готовы взять на себя ответственность и риски и отправиться самостоятельно далее. Ситуация в общем неоднозначная. Тем более мы никак не поможем Саньке на спуске – если бы нужна была моя помощь, я даже бы не раздумывал и стал бы помогать.

Данную ситуацию сложно оценить однозначно. Позиции каждой из сторон предельно понятны. По моему мнению решающую роль сыграла неопределенность в договорных отношениях. С одной стороны, гид не несет ответственности, если клиент получит травму или погибнет. По большому счету гид может в любой момент просто развернуться и уйти, и никаким образом повлиять на ситуацию не получится. С другой стороны, мы – клиенты, тоже ничем не обязаны гидам, подписали договор в стиле «в моей смерти прошу винить меня, меня и только меня». То есть, говоря русским языком, если я не послушаю гида и буду делать то, что считаю нужным – предъявить ничего мне компания-организатор не может. Никакие условия, неустойки и наказания по взаимоотношению сторон в договоре не обговорены.

Наш разговор был непростым и продолжительным. В итоге мы с Мартином очень подробно изложили нашу позицию, переложив всю ответственность и риски на себя. Илья понял, что нас не переубедить – два упорных как осла человека нацелены на вершину, заряжены ей, осталось ведь только руку протянуть . Договорились о следующем – Илья с Сашей спускаются в седловину, отдыхают. У нас есть 2,5 часа на подъем и на спуск. Если через это время мы не вернемся – Илья с Сашей спускаются. Если Саше станет хуже – они нас не ждут и спускаются. Вся ответственность за подъем на вершину и последующий спуск в лагерь – на нас. Мы начали подъем к Мечте…

Я шел первым. Ну как шел – по меркам высоты более 5300 я бежал – темп был очень высокий, и минут через 10 я немного замедлился, дабы не задохнуться. Чувствовалось, что сил у меня много, я их мало потратил на восхождение до седловины, и весь этот остаток я готов выплеснуть сейчас, чтобы как можно быстрее добраться до вершины. Мартин не отставал, было видно, что у него тоже с запасом сил все в порядке. Самым сложным был первый траверс из седловины к на вершину – на части маршрута были проложены перила, склон крутой, поэтому приходилось страховаться. После траверса склон стал более пологим, а перед самой вершиной и вообще практически ровным.

Про то, что было, когда мы оказались на вершине Эльбруса, я скопирую свой пост из фейсбука, ибо «не добавить, не убрать»:
«С высоты 5642м... Мы с Мартином поднялись на вершину, на которой не было никого, упали на колени, обнялись и зарыдали от счастья, как дети. Таких эмоций в жизни я никогда не испытывал... Сложно описать те ощущения, когда часть жизни ты отдаешь для осуществления своей мечты, сквозь пот и сопли работаешь над своим здоровьем, последнюю неделю вообще на износ, и вот она - финальная точка, к чему ты так стремился целый год... Потом, когда эмоции поутихли, я осмотрелся и только тогда осознал - как высоко забрался... Нет пределу нашим стремлениям, всегда можно добиться поставленной цели.
Восхождение посвящаю своим самым любимым и близким - моей семье!»

Сделав запланированные фотографии, мы поспешили вниз, нужно было как можно скорее вернуться на седловину. Подъем из седловины на вершину и спуск обратно заняли у нас 2 часа… Далее начался спуск. Ничего интересного про спуск рассказать нельзя – пилишь себе и пилишь вниз, монотонно повторяя свое стихотворение и периодически напоминая, что восхождение заканчивается в лагере внизу. Единственно, что запомнилось – когда мы вернулись к Илье с Сашей, он спросил - дошли ли мы. И когда я рассказывал, что мы дошли, краем глаза заметил, как навернулись слезы на глазах у Саньки… Саша, ты настоящий боец, эта вершина обязательно будет твоя, все получится, у тебя еще полно времени для этого!!!

Спустившись вниз мы узнали что гид Миша успешно спустился с Инесой в лагерь, она легла отдыхать, а Миша отправился на восточную вершину. Кремень мужик! В итоге он поднялся на вершину и успешно спустился.

На следующий день мы собрали лагерь, забрали свой мусор (в отличие от многих других «восходителей», что было заметно по изрядно загаженному склону) и пошли вниз, на подъемники. Сначала мы спустились к кресельному подъемнику, потом до самого низу ехали в кабине. Внизу, на площади у подъемников, мы зашли в кафе «Три сестры», заказали местной еды: бризоль, хычины, чебуреки. Это было самое вкусное, что мы пробовали за последнюю неделю 😊

Пока мы с упованием поглощали национальные блюда в «Три сестры», по небу пролетело два вертолета, несущие на тросах два завернутых в целофановый мешок трупа. Говорят, это иностранцы, которых искал на горе МЧС последние несколько дней…

Статистика24ч.7дн.Всего

МО-ЛО-ДЦЫ!!!
geosid
12:44
Поздравляю с Победой! ЗдОрово!
eov
20:08
Супер!
13:34
Замечтательно !!!!
... но думается многие проблемы возникли от... скорости реализации мечты :)))
При правильной и неспешной акклиматизации дойти могли все.
На 5600 не ходил... может не прав (просто длинные "ишачные" восхождения никогда не привлекали) , но на 4700 целый отряд.. под 40 чел (конечно тренированных спортсменов) взошли без малейших приступов горняшки.
Просто у нас подъёму предшествовали несколько восхождений на вершины около 4000 м и тренировки в лагере (2600)
Мне кажется поспокойней и посерьёзней взяли бы вершину проще... без страстей и эмоций. :)
Хотя многие скажут: "А тогда зачем?..." :))))
И будут правы.
Но от этой лихости - "трупосборники" и вертолёты с "упаковками" :(((
gera
15:58
B_Bort, на Эльбрусе у многих проблемы с гипоксией - подавляющее большинство туристов без опыта восхождений и график акклиматизации предельно короткий, соглашусь.
16:42
gera, Да, Сергей, но Эльбрус это эпизод.
Понятия такие: Я заплатил! Мне, плз, заверните... инструктора... обе вершины... и поскорей: меня внизу в кафе ждут :)))
Как скажет Великий Hugo - потреблятели.
... а здоровье не у всех... через край.
Тихоныч
21:54
!!
ded_pihto
22:08
очень интересно, спасибо за интересный рассказ
valerij
30.09.17
11:02
Поздравляю с благополучным восхождением и возвращением домой!
helenbagirova
01.10.17
13:22
МОЛОДЦЫ!!!!!)
vnstula
06:53
Очень понравился рассказ!!! МОЛОДЦЫ!!!
Gayer
13:46
Отлично написано, с удовольствием прочёл. Отлично погуляли, но тогда уж и спуск с вершины надо было без подъемника :)
Соглашусь с Борисом если бы недельки две погуляли по горкам до восхождения, то думается все бы зашли.
15:47
Gayer, Мне кажется, инструктора ведут себя неприлично. Судя по этой интересной истории, проводник сделал всё, чтоб как можно скорей убедить участников, как это трудно и от них отделаться в короткие сроки.
Но, в данном случае, не на тех нарвался - ребята звери!!!
Ещё раз мои поздравления отважным восходителям, преодолевшим все трудности!!!
Gayer
16:29
B_Bort, Инструктора, а что инструктора ? Они не о приличиях думают, копейку на зиму зарабатывают, деньги уплочены... чем быстрее отвязался, тем лучше... можно следующих вести.
20:43
Gayer, Именно так!
Для добавления комментария вы должны зарегистрироваться.
Тульские фотоистории - иллюстрированные рассказы фотолюбителей о поездках, встречах, фотосессиях и пр.