Ко дню поэзии...
Школьное образование, к сожалению, не открыло мне
любви к поэзии.
Скучные хрестоматии и нерушимые догмы учебного плана подавляли всякую
свободу мысли и не допускали отклонения в сторону. Помню, что на
редких уроках, когда выбор поэта для заучивания предоставлялся
ученику, всегда выбирал Вознесенского. Он отличался. Нервным ритмом,
небанальностью тем, в общем, цеплял. Конечно, хотелось читать
Высоцкого, но такая смелость даже на заре Перестройки не
представлялась. Помню, учительница литературы невзлюбила меня за
сочинения на свободные темы – а ими были тот же Вознесенский, Гранин,
Айтматов, – это было можно, даже немного модно, – а вот Стругацкие,
Орлов, Савченко, Шекли и Лем её смущали. Не уверен, что она их читала,
зато
она пообещала за год до экзамена, что больше тройки мне за сочинение
не поставит. Слово сдержала. Читать я от этого меньше не стал, но
поэзия приходила как-то редко, в основном от друзей – помню, таким
образом очень увлёкся в институте Хлебниковым.
А потом случился Коктебель. В котором дня не пройдёт,
чтобы кто-нибудь
не помянул «какого-то» Волошина. Однако, благодаря навязчивому
общественному (мне так казалось) мнению, я почему-то был уверен,
что стихи Волошина – это удел романтических, экзальтированных дамочек.
Чуть ли не китч. Причём, не читая и не ведая. Но зато я с первого
взгляда влюбился в Коктебель и с тех пор неизменно возвращаюсь туда. И
чем больше видел, чем дольше становились прогулки по окрестностям, тем
больше я насыщался поэзией этих мест. Можно сказать, что Волошин
пришёл ко мне задолго до того, как я его узнал.
Забавно, что как и Волошин в своё время, я в этот
период увлёкся
Японией – ездил на выставки укиё-э, с упоением читал Басё и Сайгё…
Это, кстати, довольно сильно влияло на сюжеты снимаемых мной
фотографий. Всё это – фотография, гравюра, хокку – скорее всего и
сформировало момент.
Я, наконец, увидел и услышал Волошина!
Его стихи были
культурным шоком, откровением, а акварели поражали сдержанностью,
тонкостью красок и графичностью линий. Причём, Волошин-художник
немыслим без Волошина-поэта. Недаром на вопрос, кто он – художник или
поэт он отвечал: «Я – художник. И поэт». Стихи Максимилиана
Александровича настолько живописны, красочны и зримы, что не увидеть
порождаемые ими образы в окружающем Коктебель киммерийском пейзаже
просто невозможно. А его акварельные пейзажи, напротив, похожи на
стихи. Они по-японски медитативны и одновременно насыщенны светом и
мощнейшей внутренней энергетикой.
Из года в год и я бродил по коктебельским пейзажам,
упоённо
фотографировал, а в какой-то момент невольно обратил внимание, что
некоторые фотографии созвучны Волошинским строкам, а некоторые, может,
и образам его акварелей. Так постепенно сложилась серия «Страна
Поэта». Причём, работая над этими фотографиями, я не стремился к
документальности, напротив, старался эмоционально их насытить,
заставить их звучать, передавая мои эмоции. И в этом, как оказалось,
мы близки с Максимилианом Александровичем: «Ни один пейзаж из
составляющих мою выставку не написан с натуры, а представляет собою
музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа. Среди
выставленных акварелей нет ни одного "вида", который бы совпадал с
действительностью, но все они имеют темой Киммерию. Я уже давно рисую
с натуры только мысленно…» (М.А.Кириенко-Волошин).
Облака клубятся в безднах зелёных
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнажённых
Цвета роз и меда.
И звенит, и блещет белый стеклярус
За Киик-Атламой костистой,
Плещет в синем ветре дымчатый парус,
Млеет след струистый...
Отливают волны розовым глянцем,
Влажные выгибая гребни,
Индевеет берег солью и сланцем,
И алеют щебни.
Скрыты горы синью пятен и линий —
Переливами перламутра...
Точно кисть лиловых бледных глициний,
Расцветает утро.
«Я стал писать по памяти, стараясь запомнить основные
линии и
композицию пейзажа. Что касается красок, это было нетрудно, так как и
раньше я, наметив себе линейную схему, часто заканчивал дома этюды,
начатые с натуры. В конце концов, я понял, что в надо брать только
рисунок и помнить общий тон. А всё остальное представляет логическое
развитие первоначальных данных, которое идет соответственно понятым
ранее законам света и воздушной перспективы… Если масляная живопись
работает на контрастах, сопоставляя самые яркие и самые
противоположные цвета, то акварель работает в одном тоне и светотени.
К акварели больше, чем ко всякой иной живописи, применимы слова Гёте,
которыми он начинает свою "теорию цветов", определяя ее как трагедию
солнечного луча, который проникает через ряд замутнённых сфер, дробясь
и отражаясь в глубинах вещества. Это есть основная тема всякой
живописи, а акварельной по преимуществу» (М.А.Кириенко-Волошин).
Наверное, эта серия не закончена. Время от времени,
беря с полки один
из томиков Волошина, я вспоминаю какую-либо свою фотографию, и
получается очередная «музыкально-красочная композиция», пополняющая
цикл. Сейчас, когда я несколько завяз в суете (а «Служенье муз не
терпит суеты»), можно сделать промежуточную остановку и показать
то, что уже сложилось. Конечно, в багаже есть ещё много не столь ярких
– осенних и зимних фотографий из Киммерии. Их ритмы глаже, краски
строже... Не хочется с наскока хвать первые же строчки – стихи придут
сами. К тому же, в Коктебель невозможно не вернуться, а значит –
продолжение следует.
21 марта 2011 г.