Фотографии

Поиск
О сайте
Форум

Репортаж с места событий (51)
Поездки в интересные места (135)
Отчеты об отдыхе (23)
Фотосерии и фотосессии (52)
Исторический раздел (32)
Технический раздел (5)
Остальное (32)
Осенний марафон (конкурс!) (18)

geosid (125)

Поездки в интересные места
24.04.2009
21.07.2008

Мой рассказ о сказочном крае - Архыз я поведу в виде дневниковых записей. Архыз - горный район в Карачаево-Черкессии, делится на Нижний и Верхний Архыз. Верхний Архыз находится на территории Тебердинского заповедника, именно там нам и посчастливилось побывать в июле 2008 года.

21 июля. В седьмом часу утра наша семья, в составе - четверо взрослых, один подросток и собака, быстро умылись, позавтракали, подхватили уже подготовленные накануне сумки с вещами, собаку привязали на поводок и двинулись к остановке трамвая. Вскоре мы уже были на вокзальной площади у памятника Кирову, где нас ждали родители с детьми. Ждать микроавтобус пришлось недолго. В Архыз нас поехало 13 человек и собака - четверо взрослых, четверо девчонок, четверо мальчишек и водитель, отец одного из мальчиков. Отъехали мы из города в 8-00 и уже в полдень были на месте.

Ехали мы через окраины Кисловодска, где видели из окна скалу с Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Архыз округлыми большими отверстиями, через перевал Гумбаши (2440 м. над уровнем моря), там мы останавливались, чтобы полюбоваться необычайно красивыми видами гор, была и бурная Кубань с необыкновенными каменистыми берегами... Возле станицы Зеленчукской (это уже в конце пути) видели уникальный гигантский РАТАН - радиоастрономический телескоп Академии Наук. И вот уже "наша" река Большой Зеленчук, вдоль которой мы проехали 40 км. Начались настоящие лесистые горы. Еще немного, и мы в поселке Архыз. Знакомый вид реки (здесь я третий раз), изгибающейся здесь под прямым углом и всегда шумящей своими водами, мост, турбаза "Огонек", рафтеры у реки, кони на лугу, и горы, горы вокруг, заросшие лесом, прорезанные ущельями, голубое небо, жгучее солнце. Высота над уровнем моря - 1500 м. Мы находим свою гостиницу (Водопадная, 2), вносим вещи, осматриваемся и осваиваемся (все вполне прилично), быстро завтракаем заготовленными бутербродами и чаем и отправляемся в свой первый "разминочный поход".

Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Архыз Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Архыз Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Архыз Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Архыз

Наша первая прогулка - на слияние рек Псыш и Кизгыч, именно там начинается речка Б.Зеленчук. Идем по грунтовой дороге, где пыль постоянно поднимают движущиеся навстречу нам легковушки. Большими группами нам навстречу идут люди. Впечатление такое, что мы попал не в заповедный край (а здесь действительно кругом Тебердинский заповедник) а в курортный парк в Кисловодске. Идем вдоль сильной красивой бурной реки с зеленоватой водой. Наконец мы поворачиваем в лес и забываем о пыльной и жаркой дороге. Здесь, в сосновом лесу приятная прохлада, напоенный хвоей воздух, кругом в зеленой траве горят фонарики земляники. Ягода, здесь хотя и мелкая, но очень сладкая и ароматная. Щиплем ее по дороге. Поход наш недлинный и недолгий. По дороге встречаем чудо - сотни бабочек белянок на водопое. Они сидят плотными островками на влажной земле, некоторые так и остаются там навсегда. На слиянии рек людно, очень удобное место для привала. Но находится и нам местечко. Здесь есть и относительно тихая заводь, где можно искупаться. Воды здесь по колено, но этого достаточно, чтобы окунуться в ледяную воду и через несколько секунд выскочить из нее с незабываемым восхищением и восторгом. У реки всюду красивые округлые камушки и камни в песке, непривычным "городским" ногам без обуви порой тяжко ходить по такому "пляжу". Накупавшись, назагоравшись, с сожалением возвращаемся на базу, пора обедать. Обедаем гречневой кашей с тушенкой, которую приготовили наши добровольные повара Катя и Шура. До вечера каждый занимается своими делами. А ночи здесь необыкновенные, недаром знаменитая Зеленчукская обсерватория находится от нас относительно недалеко. Выходим во двор смотреть яркие звезды на абсолютно черном небе. Первый день в Архызе прожит.

22 июля. Сегодня наш первый серьезный поход. Идем на Баритовый водопад. Это мое третье восхождение, от первых двух осталось впечатление очень серьезной выматывающей прогулки. Спорим с Катей, она утверждает, что на Озеро Любви идти гораздо тяжелее, просто на Баритовый идем, не акклиматизировавшись, поэтому так, кажется тяжело. Ладно, может она и права. Подъем длится два часа, почти все время вверх, под ногами ручьи, грязь, камни, ветки и внизу ущелья видим наш поселок Архыз, который становится все меньше и меньше. Сверху же все лучше открываются горы со снежными вершинами, а слева постоянно шумит река. По дороге любуемся на цветы, дышим напоенным травами воздухом. Большое облегчение для ног и "дыхалки", короткий проход по прямому участку, проходящему по хвойному лесу. И вот он, наконец, водопад. Хорош, красив, высок, да к тому, же и двухкаскадный. Вода здесь ледяная, но искушение подойти под него, или хотя бы оказаться совсем рядом, огромно. У водопада снимается группа из восьми человек, они уже уходят выше. Знакомимся, это молодые люди и девушки с Украины. Беседуем немного, и они уходят. Наша очередь получить заряд бодрости от этой живой воды. Первой идет наша бесстрашная Катя. Потом мы с Шурой, девчонки, Андрей. Впечатление от купания - фантастическое, его трудно передать словами. Когда на вас сверху брызжет, бьет струями ледяная вода, от которой перехватывает дыхание и немеют ноги, а перед глазами в брызгах летит радуга, что тут скажешь? Всякая усталость отлетает прочь. Потом мы поднялись чуть выше, на поляну. По дороге из родничка попили вкусную воду. На поляне закусили печеньем, полюбовались на долину реки и Архыз, на горы выше нас. Назад спускались 1,5 часа.

23 июля. Сегодня наш самый трудный второй и последний поход, на Озере Любви. Проснувшись утром, чувствую, ноги не восстановились. Принимаем с Шурой решение - идем! Идти надо через заповедник и вот, первая "затыка". Только мы перелезаем через дыру в заборе, как нас из окна лесничества окликает лесник - Кто тут старший? Вся группа останавливается, а Катя бежит в дом. Кати нет несколько минут, волнуемся. Приходит улыбающаяся, смущенная. Говорит, что лесник провел воспитательную беседу, немного попугал, взял с нас 300 р. И выписал записку с подписью "Пропускать". С этим пропуском мы все и двинулись. Первый этап пути дался легко - по ровному хвойному тенистому лесу. Были небольшие трудности при переходе ручьев. Потом начался крутой подъем в лесу, вот здесь поработали наши ноги и "дыхалка". Выручил Андрей, который пошел впереди, сменив Катю и задав приемлемый для нас темп ходьбы. После леса пошло мелколесье, пожалуй, самая трудная часть пути, так как пришлось идти по узким извилистым каменным тропинкам среди травы и деревьев под жгучим солнцем. Далее было поле, небольшой лесок и вот оно Озеро Любви. Всего то - четыре часа ходьбы. У озера чувствовалась жуткая усталость до дрожи в ногах и легкой тошноты. Лишь "купание" (заходишь в ледяную воду и пригоршнями обливаешь себя) как-то восстановило силы. Осматриваемся вокруг. Впереди, за озером высокая гора со снежниками, слева - заросший лесом пригорок, сзади - цветущий альпийский луг с духовитыми и яркими травами, справа тоже луг, идущий вниз к речке, вытекающей из озера. Мы здесь одни. Но не долго. Вскоре к озеру подошла группа из двух женщин, двух мужчин и мальчика. Оказались, они с Украины и собираются идти выше к горе Красной (высота 2800 м.) Мужчины нас очень удивили, переплыв спокойно озеро. Мы пообедали, и половина нашей группы - Андрей, Катя, Аня и др. двинулись наверх к снежникам. А мы с Шурой сходили к ближайшей сопке, где в прошлое посещение этого места я собирал чернику. Черничные кусты были на месте, а вот ягод не обнаружилось. Сверху озеро лишь отдаленно напоминало сердце, а вот со снежников, куда поднялась половина группы, оно было идеальной формы. Ребята там видели множество цветущих рододендронов и катались на ногах по снегу. Вскоре все собрались вместе, сделали коллективный снимок у Озера и с сожалением отправились в обратную дорогу. Назад спустились чуть быстрее, за три часа. Очень трудно было идти по мелколесью, когда под ногами постоянно попадались мелкие камни. Поход закончился без приключений, но ноги очень устали. Очень устала и наша собака Линда, натрудив свои ножки.

24 июля. Утром - яркое солнце, кругом такой прекрасный вид, что до слез не хочется уезжать. Кругом горы, шумит привычно река. Первый раз нормально выспался. Вчера, видимо, все так устали, что не было слышно вечером обычного девичьего визга и криков. Сегодня одно мероприятие - идем на Слияние. Позавтракали рисовой кашей на сгущенке и уже со знакомыми соседями двинулись к реке. Опять собирали землянику, купались, загорали, собирали речные камешки, фотографировали и фотографировались. Видели пролетающий низко над долиной реки вертолет, видимо с него осматривали Заповедник. Видели конный отряд из туристов, множество палаток в лесу, любовались на реку и горные дали. Попрощались с рекой. После обеда за нами приехал микроавтобус. Отправились в 15-30. Ехали назад уже другой дорогой, мимо Черкесского водохранилища (селение Усть-Джигурта, на водозапорных воротах раньше красовалась надпись "Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики"), через город Черкесск (столица КЧР, с населением всего 80 т.ч., но с троллейбусным движениям), вдоль Кубани, через станицу Кавказскую, мимо города Лермонтова. Дорога заняла четыре часа.

ЛИК ХРИСТА На пути из Архыза в Пятигорск, мы заехали на место, которое называется "Лик Христа". Это в получасе езды от Архыза, рядом с дорогой, идущей вдоль Б.Зеленчука. Место это найдено несколько лет назад, и представляет собой вот что - на высоте примерно десятиэтажного дома на скалах сам собой появился Лик. Никто его не рисовал, рука человека не касалась его. В общем, произошло Чудо. И пошли паломники. Первым было чрезвычайно трудно сюда добраться. Сейчас все по-другому, сюда проложена лестница. Но обо всем по порядку. Мы подъехали к месту, оборудованному, как стоянка, с лавочками, продающими варенье, сувениры, церковные принадлежности, книги, открытки, посвященные этому месту. Между дорогой и рекой на зеленой лужайке воздвигнут каменный крест с надписью "Спаси и сохрани". Прошли немного вперед и вот, она, лестница, ведущая к Чуду. Мои шлепки сразу же стали спадать на ступеньках, пришлось их снять и идти вверх в одних носках. Идти было трудно, ноги чувствовали камешки, ветки, крутой подъем перехватывал дыхание. Путь оказался Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Архыз непрост - перила менялись с деревянных на провешенный прорезиненный кабель, деревянные ступени - на каменные или просто на сложенные камни. Лестница несколько раз поворачивала. С меня лил пот, пришлось снять рубашку, руки были заняты перилами и рубашка, наброшенная на шею, все время лезла в глаза, туда же попадал и пот со лба. Наконец, поднялись. Сначала я никак не мог увидеть Лик. Были многочисленные оплывшие свечи, цветы, выцарапанные на скалах слова. Но, где, же Лик? Мне помогли, указали, куда смотреть. И я его увидел, очень бледный и неверный. Потом мы осмотрелись вокруг, посмотрели на реку, дорогу и стали спускаться вниз. Дорога обратно оказалась еще труднее, ноги неуверенно выбирали ступени, и тело упрямо стремилось сорваться вниз, но руки, уцепившиеся в перила, удерживали его. Спустился его последним и очень уставшим, путь к Христу не прост.

Статистика24ч.7дн.Всего
Посетители:164822

14:29
Георгий, спасибо!
И рассказ хороший, и места очень красивые!
Кстати, читал ваш рассказ о Байкале по ссылке с вашего сайта - тоже
очень интересно :)
14:39
Большое спасибо за такой хороший отзыв.
14:40
Клен, а нельзя ли отцентровать фотографии, мне кажется, что так
будет лучше.
15:19
Это все издержки подготовки материала в online-редакторе, который
своей простотой ограничивает возможности форматирования. Вручную
можно сделать что угодно - сейчас подправлю...
15:56
Спасибо, так будет лучше. Вообще трудно управляться с вашим
редактором. Я знаю HTML, но здесь ничего не мог поделать.
16:07
Так вовсе необязательно его использовать. Он для тех, у кого других
вариантов нет. На будущее - присылайте архив с готовой историей, а я
ее размещу.

Правила подготовки материала изложены в разделе `О сайте`.
16:10
Спасибо. Да, хотелось бы разместить и рассказ о Байкале, но увы, там
некачественное фото, тогда у меня не было цифрового фотоаппарата.
25.04.09
00:01
Как раз в фотоисториях больших претензий к качеству фотографий не
предъявляется. Так что будет желание - присылайте :)
hunter
kroman
29.04.09
08:47
Прочитал с интересом и, можно сказать, - даже получил некоторое
удовольствие. Похоже, что GEOSID - настоящий патриарх созданной им
крепкой семьи, точнее - уже нескольких семей. И сейчас заслуженно
пожинает благодатные плоды земных трудов своих. :)
В части описания походов просматривается интересна психология
изложения: при движении ТУДА - яркие впечатления и они со вкусом
описаны; а вот ОБРАТНО - `сумка` впечатлений переполнена, и всё
встреченное на этом обратном пути... уже не вмещается и проскакивают
мимо, что и видно из его (GEOSID`a) рассказа.
Хотя, согласитесь, обратный путь бывает не менне интересен, чем путь
к намеченной цели, и часто бывает так, что спуск - значительно
сложнее подъёма... Что опять же видно из этого хорошего рассказа
Автора.
Удачи Автору.
29.04.09
09:35
Спасибо, Роман, за обстоятельный и благожелательный анализ моего
скромного произведения. :)
Для добавления комментария вы должны зарегистрироваться.
Тульские фотоистории - иллюстрированные рассказы фотолюбителей о поездках, встречах, фотосессиях и пр.