|
Это место навсегда овеяно для нас ароматом
ностальгии. Гурзуф… Одно
слово чего стоит! Сколько в нём знойного южного колорита,
таинственности, волшебства... Оно – словно рокот гальки в полосе
прибоя. Или шум волны, разбивающейся среди могучих скал. Закрой глаза
– и возникают в памяти лабиринты узких улочек, круто взбирающихся
вверх, полуденное белое солнце, жёлтый ракушечник по-восточному грубо
сложенных стен… И тёмные свечи кипарисов на раскалённом голубом небе,
и горбатая громада Аю-Дага, вечно пьющего прибрежные воды. И далёкое
золото Адаларов, навеки покинувших родные горы и нашедших приют в
волнах бухты. Всё это так давно и прочно сделалось для нас родным –
одна из самых ярких страниц воспоминаний о путешествиях нашей юности –
что Гурзуф манит нас снова и снова. Вернуться на его узкие улочки,
потеряться среди каменных лабиринтов, заборов, крылечек…
|
Ваш городок не обойти за полчаса.
Я в нем не больше чем турист и я уйду, как пришёл.
И больше никогда не попаду
В таинственную сеть из улочек кривых,
пропахших близким океаном…
Песня Алексея Иващенко не о Гурзуфе, и не так уж он велик, и вовсе не
океан омывает его скалы и пляжи – но слова эти отчего-то вертятся и
вертятся в голове, стоит очутиться в этом прибрежном местечке.
Ненарядном, в общем-то, и не самом привлекательном для туристов – но
всё же, всё же…
| Этой осенью мы снова приехали в Гурзуф. Приехали, невзирая на хмурость
первого ноябрьского дня. Неласковые тучи нависали над автостанцией,
угрожая близким дождём, и холодный ветер гулял по улице. И всё-таки
даже в толчее остановки было что-то сугубо здешнее, неубиваемое
ощущение юга – то ли яркие пятна цветочных павильонов, разукрашенных
буйными шарами хризантем, то ли вездесущие ларьки с мороженым… То ли
многочисленные котята, скачущие прямо под ногами
приезжающих-отъезжающих... |
| Мы двинулись вниз по дороге. Здесь
всегда – либо вниз, либо вверх. Гурзуф не балует размеренностью
ландшафта. Любой спуск означает неминуемый крутой подъём. Но пока наш
путь лежал к морю, и дорога всё сбегала и сбегала по наклонной, теряя
высоту, но неуклонно приближаясь к старой, прибрежной части города. И
вывела нас в конце концов на площадь с фонтаном. Фонтан на наших
глазах заботливо укрыли фанерными щитами на зиму, а рыжий насупленный
кот, сидевший у его бортика, отчётливо грустил об уходе лета. У входа
в кафе полосатый котёнок, расположившись в белом вазоне для цветов,
деловито поедал кучку розовых креветочных голов.
Улочка, мощённая серым камнем – старые дома с деревянными балконами и
белёными стенами – была нарядна и сейчас, невзирая на осень и
непогоду, а над красными черепичными крышами кружили голуби, и за
трубами и тёмными силуэтами кипарисов синело море. И свинцовой синью
наливались пасмурные горы под пасмурными небесами.
|
| А городок жил своей уютной, неуловимо-особенной жизнью, сверкал
огоньками немногих работающих кафе, пестрел неожиданными всполохами
выставленных прямо на улице картин, изображающих
ностальгически-советские, разбитными яркими красками написанные
сценки. И звучала музыка советского времени, и бродили, обмениваясь
репликами, колоритные личности независимого и богемного вида. Звенели
колокольчики над дверями магазинчика сувениров. Целеустремлённо
настроенная группа с этюдниками металась, заглядывая в подворотни,
явно в поисках натуры пофактурней. И мы тоже нырнули в один из узких
ходов меж домами, на каменную лесенку, в чьи-то дворы и сараи, где
спали бесчисленные вездесущие кошки, дремали старые автомобили и сохли
диванные подушки. |
| Лабиринт из
домиков, заборов и каменных стен увлёк, завертел,
заворожил щемящей открытостью и трогательностью сюжетов, пахло морем и
юностью, и чьей-то совсем близкой и совсем незнакомой жизнью. Чужие
лавочки-крылечки здесь были так близко, что и неловко делалось – будто
входишь без спроса в чей-то дом – и вместе с тем до дрожи азартно и
вдохновенно. Будто становишься на минутку этим самым кем-то, живущим в
этих узких каменных лабиринтах простой, немудрёной жизнью. А может, и
не такой уж простой – и здесь, верно, у каждого по-разному…
|
|
| Потом мы спускались вниз с незаметно набранной высоты, и пили кофе в
ретро-кафе, среди вазонов и уличных столбов с бутафорскими часами.
Косматый грек
Мне церемонно поднесёт
Какой-то свой деликатес и бутылку вина…
Мы, правда, в качестве согревающего деликатеса к кофе выбрали
«Коктебель-КС» – 11-летний коньяк c «сафьяновыми тонами во вкусе,
чувством выдержки и долгим послевкусием» – и было это чудесно… |
| По понятно чьего имени улице решили дойти до дачи
Чехова, но она, увы,
оказалась заперта без объяснения причины, хотя как потом выяснилось,
там просто был выходной – хоть на вывеске и написано, что он в
понедельник, во вторник он тоже. А так музей работает с апреля по
ноябрь – могли бы и попасть. Чехов купил этот домик, чтобы хоть иногда
спасаться от постоянных гостей, которые преследовали его в Ялте. Кроме
домика, Чехов купил небольшой участок земли, и даже небольшой кусочек
пляжа и моря. Собственно, этот живописный уголок и был целью нашего
визита сюда, но не судьба. Кстати, в этом домике Чехов жил недолго,
потому что влажный воздух и близость моря неблагоприятно сказались на
здоровье писателя.
| Нам же близость моря только в радость – не избалованы. Возвращаемся к
кофейне и вновь по до боли знакомому мощёному туннелю спускаемся к
морю, а камни мостовой блестят, отполированные тысячами ног. Они были
отполированными уже тогда, двенадцать лет назад, когда мы впервые
приехали сюда знойным и сухим летом… Тогда мы впервые решились выйти в
море на весельной лодке – и мимо Адаларов дошли аж до грота Пушкина…
Вспомнив это, свернули к старому причалу и с удовольствием подышали
солёным ветреными воздухом, любуясь на зелёные волны и чаек. |
| Но лабиринты Гурзуфа затягивают – мы опять поднялись к площади с
фанерным домиком теперь уже бывшего фонтана, на котором грустно
восседал рыжий кот, и дошли до маленького полуживого рынка, где пара
грустных торговок пытались продать мёд, сало, солёные огурцы и первую
крымскую хурму – зеленоватую и мелкую, словно яблоки. На задворках
обнаружились остатки смутно знакомого дворика – с лёгкой грустью мы
узнали в нём уютное в далёком 98-м кафе, под зонтиками которого мы
любили ужинать. Тогда это место называлось «Старт», что давало нам
повод для различных шуток, а его наполненный огоньками незатейливых
гирлянд дворик подарил нам некогда много приятных минут… |
| У общительной продавщицы мы купили немного хурмы и огурцов – и вроде
бы взяли цель на море. Но по пути нас опять засосали «чеховские»
подворотни – живописные задворки улицы Чехова. Снова и снова мы
бродили по лепящимся к крутым склонам закоулкам, наполненным своей
размеренной, не терпящей суеты жизнью. Здесь пилили дрова, сушили
бельё, здесь опять дремали на старых диванах и заборах сытые коты,
кошки и котята, покачивались алые гирлянды виноградной лозы на резных
деревянных балконах… Здесь всё было маленьким и сжатым, спрессованным
в этакий концентрат уюта, и суженное это пространство жалось своими
ярусными гранями-сотами к камням лестниц, на которых изредка возникали
туристы, нечаянно оказываясь то в чьём-то дворе, то чуть ли не на
чьей-то веранде. И на расставленных по забору картонках местные жители
старательным почерком изложили исполненные достоинства и лёгкой ехидцы
просьбы о соблюдении правил приличия – обращённые к тем, кто волею
судеб попал на территорию их жизни. И мы, смущаясь бестактностью
собственного вторжения в эти замкнутые мирки, ничего не могли с собой
поделать – жадно впитывали впечатления, собирая в фотоаппараты новые
картинки. |
|
|
| Но всё же в любом
курортном посёлке все дорожки ведут к набережной –
здесь куда оживлённей, совсем другая жизнь. Работают кафешки и
сувенирные лавки, и нарядные курортники лениво фланируют вдоль почти
невидимого за забором моря. Мы, правда, нашли «окошко» и устроились на
лавочке с видом на Аю-Даг, перекусить бутербродами и глотнуть чая из
термоса – попутно вызвав небольшую потасовку среди активно
конкурирующих за возможность урвать кусочек съедобного местных котов.
Котов мы по мере сил покормили обоих – но они всё равно разошлись в
ссоре… Свежекупленная хурма оказалась хрустящей, как огурцы, но на
удивление сладкой – вполне сошла за десерт.
| Идти дальше по набережной стало скучно, и по крутой дорожке мы начали
очередной подъём в гору, сопровождаемые общительным котом, решившим
почему-то составить нам компанию. Кот был серый, внушительных размеров
– и обладал при этом на редкость высоким голосом, решительно не
сочетавшимся с его брутальной круглой мордой. Через колоритные
задворки, украшенные мусорными баками с выразительной надписью «бой
посуды» (чашки отдельно, тарелки отдельно) – которую кот
проинспектировал с уморительной придирчивостью – мы выбрались на
какое-то шоссе. |
| Потом опять были лабиринты улочек и тупиков в обход санаториев, с
неизменным «вверх-вниз», с надписями от руки «выхода на улицу нет», с
протискиванием в узкие туннели на чьих-то задворках. На то он и
приморский городок, как говорится. |
| …и тот, кто в нём не
заплутал –
тот большой молодец.
А я не молодец, я заплутал.
И вот теперь
пытаюсь выбраться назад…
Мы временами прикасаемся к каким-то знакомым фрагментам улиц, и
тогда снова выплывает из прошлого песенка Иващенко… Наконец улицей
Морской мы замыкаем наш круг по Гурзуфу. Из-за угла выплывают купола
знакомой церкви, недалеко от которой мы когда-то жили. И фактурная
стена дома, на которой нарисована огромная, уморительная и странная
кошачья морда. До чего она здесь уместна – не передать! Мы давно уже
считаем встреченных кошек. Просто любопытно, сколько наберётся…
| Наша улица непомерно крута. Мы карабкаемся, пыхтим –
и добредаем
наконец до старого нашего дворика. Здесь всё переменилось – не узнать.
Понастроено, поблагоустроено. И не понять уже, в которой из комнат мы
жили тогда, в далёком 98-м. Во дворе припаркованы дорогие машины. И не
сидит уже у крылечка старенькая тётя Соня… И опять становится
чуть-чуть грустно.
|
| Мы уходим вверх по улице, сворачиваем в подвернувшийся переулок. Здесь
уже горят огоньки в окнах, и кидается на забор голосистая собака. И
неожиданно тропка выводит на простор, кончаются дома, открываются
море, и скалы, и могучее нагромождение камней над обрывами. Лезем ещё
выше на камни. Под нашими ногами – шоссе, Артек, кипарисы, корпуса,
пляжи. И Аю-Даг, и Адалары. Когда-то мы глядели с шоссе на эти камни,
и мечтали найти к ним дорогу. А вот теперь дорога вывела к ним сама… |
| Смеркается, небо быстро темнеет, и огромный простор вокруг нас, внизу
нас и вверху делается загадочно синим – и удивительно прекрасным. От
этой красоты и простора хочется плакать и смеяться. И очень не хочется
уходить… | Не переставая считать кошек, мы в
потёмках ищем дорогу к австостанции.
Маршрутка в крымской ночи – всегда немножко телепорт. Не успев
погрузиться в её тесную темноту, оказываешься в другом месте. Мы вышли
из Гурзуфа – и вошли в Ялту. И по инерции пошли заблуждаться – по
Садовой вверх. Неожиданно оказались далеко внизу Московская и
Киевская, и мы заглядывали в дворы, как в колодцы – сверху, и какие-то
домики приятно удивляли уютными окнами и фонарями.
| Шарахались во тьме очередные кошки. И в тёмных недрах очередного двора
вдруг обнаружилась пара гигантских металлических аистов, их холодные
перья странно холодили пальцы… Мы вернулись домой усталые и
счастливые, и маленький праздничный ужин. | А кошек – вместе с четырьмя Ялтинскими – насчиталось 65… | Е.Свиридова, А.Илюхин, 2011-2012 г.г.
| P.S.
| Собираясь в Гурзуф, кроме обычного набора объективов с фокусными
расстояниями от 15 до 135 мм, автор положил утром в рюкзак
специальный, «волшебный» объектив – мягкорисующий SMC Pentax FA 28mm
f/2.8 Soft, оказавшийся в тот день почему-то наиболее востребованным,
что на самом деле бывает редко и чаще в солнечную погоду. А здесь он
фактически не снимался с камеры, и большинство кадров случилось именно
с ним. | Благодаря специальной конструкции, при съёмке на
открытой диафрагме (от f/2.8 до f/5.6) «софт» формирует очень мягкое,
воздушное, малоконтрастное изображение с размытыми, сглаженными контурами,
оставаясь резким и хорошо разрешающим мелкие детали изображения.
Причём, никаких дополнительных элементов, вносящих искажения, в
объективе нет – результат достигается специально рассчитанной
оптической схемой. Эффект смягчения основан на явлении сферической
аберрации и зависит, как и в монокле, от значения диафрагмы. Но в
отличие от монокля,
софт-объектив создаёт изображение свободное от комы и равномерно
резкое по всей площади кадра, что не позволяет судить об его
«картинке» как о нерезкой и расфокусированной. А при съёмке на
диафрагме от f/5.6 до f/22 объектив работает как обычный автофокусный
широкоугольник. Тот, кто работал с моноклями, поймёт – не объектив,
мечта! С момента его приобретения монокли пылятся на полке, а «софт»
путешествует в фоторюкзаке, выжидая своего часа, чтобы попытаться
помочь автору выразить свои сумбурные эмоции через призму
фотографического изображения.
| По сути, «софт»-объектив – такой же инструмент в руках фотографа,
как прославленные пикториалистами монокль или пинхол, и как в руках
художника кисть, мастихин, перо или пастель. В осеннем же Гурзуфе,
вызвавшим у нас ностальгическую грусть, уместнее показалась именно
мягкая, воздушная кисть, позволяющая уйти от излишней пастозности и
растворить ненужные детали... |
Статистика | 24ч. | 7дн. | Всего | Посетители: | 3 | 9 | 3146 |
Тихоныч 31.01.12 15:24
| Словно более 30 лет на время скинул. Спасибо. | geosid 31.01.12 15:47
| Поэзия, одна поэзия - слов, фотографий... Спасибо за прогулку Андрей и Лена и
великолепный текст (спасибо Лене?) | AndyLyu 31.01.12 15:53
| geosid, Да, на 95% - это дневники Лены. Спасибо :) | sag29 31.01.12 17:02
| СПАСИБО! Отдельно за рассказ. Отдельно за снимки. И за то и другое вместе!
P.S. pentax тоже спасибо) | ЮТУшка 02.02.12 01:11
| geosid, как точно Вы выразились, "..поэзия слов, фотографий.."! Прочитала на
одном дыхании а потом с удовольствием рассматривала фотографии.
Андрей и Лена, спасибо за возможность прогуляться по этим зимним южным улочкам! | a_krasnobaeva 04.02.12 14:02
| Замечательная история. Текст восхитительный. Ознакомилась с большим интересом и
удовольствием! | geosid 10.02.12 13:40
| Спасибо Лене за ее крымские картины, представленные на выставке ТСПХ. Понравились. | hugo 10.02.12 21:48
| Понравились виды без софта. И некоторые с софтом, особенно извилистые
улочки, но все равно хочется их видеть без софта, Почему, не знаю, может быть
и так "гаснет зрение...", а может быть просто софт - это не моё. | Для добавления комментария вы должны зарегистрироваться. |
|
|