Для начала нелишне будет напомнить, что свой способ получения
фотоизображения Луи-Жак-Манде Дагер (1787-1851) назвал
собственным именем — дагеротипия. А на заседании Парижской
Академии наук, 7 января 1839 г. Доминик-Франсуа Араго (1786-
1853) торжественно доложил ученому собранию об удивительном
изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал
послушным рисовальщиком всего окружающего». Сообщение о
дагеротипе произвело сенсацию. Научные журналы опубликовали
доклад Араго, а 7 января вошел в историю как день рождения
фотографии.
Ну а теперь по существу. За неделю до Рождества Христова
(православного) нас обзвонил председатель фотоклуба «Медео»
Валерий Дмитриевич Коренчук и сообщил об открытии выставки. Мы
намекнули что 7 января не очень удобный день. Мол, все
нормальные люди будут праздновать и им будет не до выставки. Но
как говорил поэт Иосиф Бродский: "стихи уже написаны". Я не был
уверен что пойду, но все сложилось в пользу выставки. Я кстати так
и считал что придет человек 6. Ну и ладно, подумал я и оказался не
прав. Пришло на удивление много, более 30 человек. Видимо
"ненормальных" людей оказалось больше, да и голод по
прекрасному давал о себе знать, что-то давненько не собирались.
Интересно, что в числе "ненормальных" были как ветераны
фотографии так и молодые.Среди пришедших были фотографы
Владимир Шургаев, Олег Ионов, Виктор Горбунов, Борис Бузин,
художники Сергей Мамаев, Владимир Писарев и др.
Пока дожидались остальных, шел просмотр экспозиции, общение.

Владимир Шургаев - оригинал и фотокопия
 И вот когда все
собрались состоялось открытие выставки. Первым
выступил президент фотоклуба «МЕДЕО» Валерий Дмитриевич
КОРЕНЧУК. Его выступление, как всегда, было эмоциональным и
насыщенным.
Он ознакомил присутствующих с биографией Павла Кунина и с
особенностями его творческой деятельности. . Стоит отметить, что у
присутствующих неподдельный интерес вызвали особенности
техники обработки черно-белой фотографии, такие как метод
изогелии и техника голодного проявления, которыми так мастерски
владел Павел Кунин.
После этого начался обмен
мнениями
 А кое-кто даже узнал себя на фотографии и
сфотографировался на
память рядом с фотошедевром. 
А
теперь я
передаю слово Валерию Коренчуку, который ознакомит
вас с биографией Павла Семеновича Кунина и его бессмертными
работами.
ИЗБРАННОЕ ПАВЛА КУНИНА
Имя Павла Кунина на фотографическом горизонте Казахстан
появилось в начале 60-х годов, когда по всей советской стране
стали организовываться клубы и творческие объединения
самодеятельных художников и фотолюбителей. Тогда появился и
фотоклуб «Караганда», художественным руководителем которого
несколько десятилетий был Павел Семёнович.
Художника-оформителя, по основному роду деятельности,
привлекала черно-белая фотографика – мудрёная и изощренная
техника, требовавшая и дефицитных материалов и громадных затрат
времени. Это сейчас с помощью компьютерных программ всё
делается легко и просто. А тогда над одной изогелией приходилось
корпеть целую неделю.
40 представленных на выставке черно-белых фотографий наглядно
свидетельствуют, что Павел Семёнович был докой во всех
графических процессах, но особо преуспел в технике, так
называемого, голодного проявления. В этой технике в мире едва ли
работало два десятка мастеров. Их фотографии сразу бросались в
глаза на любой выставке.
В 1979 году Кунин впервые послал свои работы на международную
выставку в Гонконг. И сразу удача – серебряная награда и кубок
губернатора за черно-белую изогелию «Воскресное утро».
Так к боевым наградам ветерана Великой Отечественной Войны,
бывшего зенитчика, прошедшего от Сталинграда до Берлина, стали
добавляться творческие награды. К ордену Красной Звезды за
сбитый фашистский самолёт – золотые, серебряные медали самых
престижных зарубежных выставок.
Изумительное владение всеми разновидностями графики позволило
мастеру не только взойти на мировой фотографический Олимп, но и
два десятилетия удерживать там ведущее положение. На 400
международных салонах и конкурсах демонстрировались его
работы.
Павел Семёнович щедро делился своим опытом. В Караганде
появилась своя школа фотографики - Юрий Варыгин, Виталий
Гришаков, Вячеслав Фетьковский, Владимир Барабанов.
Карагандинцы по количеству медалей и призов в черно-белой
фотографии стали обходить алматинцев, оставивших за собой
бесспорное первенство в цвете.
В 1987 году Павел Семёнович Кунин первым в Советском Союзе
был удостоен звания «EXCELLENCE» международной федерации
фотографического искусства FIAP.
Работы Кунина «Воскресное утро», «Невеста», «Гвардеец»,
«Звёздная ночь», Митрополит Питирим», «На вираже» вошли в
классику не только казахстанского, но и мирового фотоискусства.
Среди почти сотни наград есть даже приз наследного принца и
принцессы Макао. Но нет ни одной казахстанской награды. Нет даже
благодарности – в упор не видело и до сих пор не видит
Министерство культуры Казахстана заслуг фотомастеров.
Кстати, и в советские времена, фотографов, а тем более
фотолюбителей власти не жаловали. Исключение составляли Литва,
Латвия и Эстония. Там фотографам перепадали государственные
премии и даже высшие правительственные награды.

Валерий КОРЕНЧУК, ESFIAP, профессор искусствоведения,
президент фотоклуба «МЕДЕО».
|