Фотографии

Поиск
О сайте
Форум

Репортаж с места событий (51)
Поездки в интересные места (135)
Отчеты об отдыхе (23)
Фотосерии и фотосессии (52)
Исторический раздел (32)
Технический раздел (5)
Остальное (32)
Осенний марафон (конкурс!) (18)

geosid (125)

давно

Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Моё первое большое путешествие

Итак далёкий 1957 год...

Очень хочется вспомнить мое давнее путешествие на Кавказ. Мне тогда было 12 лет, и я первый раз отправился в самостоятельное путешествие с такими же сверстниками из Вологодского Дома Пионеров. Нас было 10 человек. Старшей над нами была молодая девушка - пионервожатая.

Из Вологды мы приехали поездом в Москву. Было утро, а наш поезд в Тбилиси отправлялся днем. Сдали вещи в камеру хранения и отправились на ВДНХ. Выставка поразила нас своей огромностью и красотой, но времени было мало и вскоре с большим сожалением мы отправились на вокзал. Теперь наш временный дом на несколько дней - поезд. На второй день мы уже проезжали Украину, ехали около Азовского моря, а потом показалось и Черное море. Какая красота вокруг! Сочи, Адлер, Новый Афон - неведомые, фантастические города и вокзалы. Если стоянка была большая, то выходили на платформу, дышали южным праздным воздухом, наслаждались не видимыми нами ранее картинами, фотографировались.

Мы побывали в городах Тбилиси, Мцхета, Батуми, Сухуми, Боржоми, Гори. В городах останавливались в школах, ведь было лето, и школы были свободны. Останавливались на день-два. Переезжали от города к городу на поездах, а из Батуми в Сухуми на теплоходе по морю. Уже не помню, в каком порядке мы посещали города, но попытаюсь вспомнить и рассказать о самых ярких впечатлениях.

За давностью лет, собственных фото не сохранилось. Часть иллюстраций (после Мцхеты) - старые открытки из частной коллекции Р.Кашицина.

Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Моё первое большое путешествие Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Моё первое большое путешествие Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Моё первое большое путешествие Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Моё первое большое путешествие

Фото взяты с сайтов comrad.com.ua (Вид Куры)___ slovari.yandex.ru(Фуникулер)___ a4format.ru(Могила Грибоедова)___ dzd-ussr.ru(Детская железная дорога в Тбилиси)

ТБИЛИСИ

В Тбилиси мы приехали ночью. В городе пробыли почти неделю. Столица очаровала меня своей стариной, горным ландшафтом, обильной зеленью, бурной Курой, зажатой скалистыми берегами. Конечно, мы побывали на главной вершине города, где был разбит сад им. Сталина и телевышка. Сверху открывалась великолепная панорама всего Тбилиси. У подножья горы мы побывали в Пантеоне, где похоронены знаменитые люди Грузии. Здесь же покоится и наш поэт Грибоедов со своей женой Ниной Чавчавадзе.

О памятникеЕсть два хорошо известных памятника Александру Грибоедову. Один смотрит на трамвайный круг в конце Чистопрудного бульвара в Москве,а второй - его надгробие в Тбилиси. Это памятник не столько Грибоедову-писателю, сколько Грибоедову-человеку и Грибоедову - солдату «большой игры». Его склеп устроен в небольшом гроте в скальном подножии монастыря Св. Давида на склоне величественной горы Мтацминда.

Теперь в монастыре Св. Давида устроен пантеон -- кладбище национальных героев Грузии, на котором поэты, врачи и актеры соседствуют с военными и политиками. Но корень пантеона -- могила Грибоедова. В небольшом гроте в скальном цоколе главной церкви монастыря -- маленькое надгробие, на котором установлено распятие и фигура коленопреклоненной женщины. Это жена Александра Грибоедова, урожденная княжна Нина Чавчавадзе. На камне выбиты даты жизни, от которых сжимается сердце: 1795-1829 и 1811-1857.

Яндекс-Фотки Надежда Морозова

С горы мы спускались на фуникулере. Такой транспорт - маленькие вагончики на канатной тяге я видел впервые и был в восторге от поездки. Крутые, извилистые улочки города мне так же очень понравились.

Были мы в парке им. Дзержинского, где впервые увидели детскую железную дорогу. Поразило то, что хотя протяженность дороги была всего один километр и сделана она была в виде кольца, поезд и вагон были самыми настоящими, а всем этим хозяйством управляли ребята. Побывали мы в зоопарке и в Доме Пионеров.

С нашей пионервожатой познакомился очень приятный молодой человек. Потом не однажды мы видели его в других городах, где останавливались во время своего путешествия.

Слияние рек__Светицховели__Джвари__Сад Мамулашвили__фото из интернета

МЦХЕТА

Очень маленький старинный городок. Знаменит он тем, что является древней столицей Грузии. Культовое и святое место для каждого грузина. Из Тбилиси до Мцхеты мы ехали в ночь, на поезде. Никогда я раньше не видел сразу столько народа в поезде - сидели везде, даже на третьих полках. Я оказался в тамбуре и всю ночь был вынужден слушать стук дверей. Добрые люди предупредили, что на промежуточной станции (названия не помню) надо крепко держаться за карманы, станция знаменита своими ворами. Все к счастью обошлось, не выспавшиеся, с головной болью, но мы добрались до места назначения без приключений. Поселили нас, как обычно, в небольшой школе на берегу Куры. Да, это было то знаменитое место, воспетое Лермонтовым в "Мцыри" –

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас...

В Монастырь, на другом берегу реки, мы попали на следующий день.

Через реку, весьма бурную после дождя, мы переправлялись на лодке за два приема. Монастырь возвышался перед нами на горе, на которую нам предстояло подняться. Поднимаясь все выше, мы все явственнее слышали прекрасный мужской хор, доносившийся из храма. - Служба, подумали мы. Но, увы, монастырь был уже давно не действующим, хотя его и охранял сторож. Зайдя внутрь, в полутьме собора, на могильных плитах мы увидели сидящую мужскую компанию. Это были юноши, отмечающие то ли окончание школы, то ли института. У окон стояли громадные стеклянные бутыли с вином. - Как же они их сюда затащили, подумал я, но вскоре уже знал, что на гору, с другой стороны, есть дорога. А как же из нее наливают вино? - подумал я. Периодически с бутылками и резиновой трубкой кто-нибудь подходил к большой бутыли, отпускал в нее трубку и немного пососав, отпускал ее в пустую бутылку. Бутылка наполнялась. Пение, с нашим появлением, прекратилось и нас пригласили к столу. Лепешки, зелень, молодое вино - все это было так прекрасно и необычно. Мы познакомились с очень приятными молодыми людьми, рассказывали о себе, фотографировались вместе у храма на память. Вид с горы на Мцхету был замечательный - словно птица летишь над городом. Внизу видны две реки, сливающиеся в один поток, причем одна река темная, другая светлая, мутная. Прилепившись к скале, над рекой бежит поезд. Помню, тут же, у храма я запускал из пленки и фольги ракету, было тогда такое увлечение. Подошел сторож и пожурил меня.

Примечание Позднее я узнал, что имя этого старинного монастыря Джвари и известен он с VI века. О монастыре

На следующий день были в гостях у знаменитого в Грузии человека Мамулашвили. Ему было более 80 лет и он имел в Мцхете сад и не простой сад, а сад, выраженный на камнях - деревья на камнях, цветы на камнях. Каждый год в Тбилиси устраивался праздник цветов с уличными шествиями, где Мастер был главным участником. Как говорил Мастер, сад он свой на­чал с такого эпизода. Очень давно он поступал в Университет, но провалился на экзаменах. Пришлось возвращаться домой. Расстроенный, он споткнулся о камень. Поднял его и подумал, я докажу всем, что я не пустой человек, вот возьму и выращу на этом камне цветок. Вот такая была легенда. Мы долго ходили по небольшому, но очень интересному саду, рассматривали композиции из цветов, размещенных в плетеных корзинках.

Уже в наше время я узнал подробности о жизни этого удивительного человека, например, вот это:

Мать Зоили рассказывала: "Во Мцхете жил известный цветовод по фамилии Мамулашвили. Он не заходил в наш монастырь, и мы считали его человеком, всецело погруженным в мирские дела. Пришло время, и нам велели уходить из монастыря на все четыре стороны, угрожая, что если кто задержится, то его отправят в тюрьму. Двор оцепила милиция, приехало начальство, наши вещи выкинули из келий. И вдруг появился Мамулашвили. Он сказал, чтобы нас не трогали, так как он берет нас к себе на работу. Он сам перевез наши вещи в свой дом, взял наши иконы и книги, приютил нас всех; кормил нас и заботился о нас, как отец о своих дочерях или брат о своих сестрах. А ведь за это его могли самого сослать! Через несколько месяцев - не знаю, по какому ходатайству,- нам разрешили вернуться в монастырь и выделили несколько комнат, а остальные помещения взяли под туберкулезный диспансер. Мамулашвили помог нам переехать и после этого опять не появлялся у нас. Но я думаю, что он через других людей тайно посылал нам милостыню. Это было мне уроком: не судить из людей никого".
Источник

И, конечно, мы увидели святыню Грузии - кафедральный патриарший храм Светицховели, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Помню еще, что в Мцхете мы попали на праздник, где впервые я увидел красивые горские танцы в национальных костюмах, исполняемые школьниками. Как красиво плыли девочки и как лихо, на кончиках пальцев плясали мальчишки!

Тульские фотоистории. Георгий Сидоров: Моё первое большое путешествие

БАТУМИ

В Батуми мы, северные жители, впервые увидели теплое, южное море. Восторгу не было конца. Хотя на море и немного штормило - 3 балла, но кто нас мог удержать? Волны крутили, вертели нас, и мы с пеной и песком в голове счастливые выныривали на свет божий.

Город был знаменит своим ботаническим садом на Зеленом мысу; тем, что он пограничный (говорили в ясный день можно увидеть турецкий берег); и тем, что он столица Аджарии.

То, что он пограничный, мы очень скоро убедились. Так, почти перед самым отплытием в Сухуми, у нас пропал один парень. Мы волнуемся, не знаем, что делать. Вскоре он появляется, расстроенный - пограничники отняли фотоаппарат. Наша старшая идет разбираться. Вскоре оба возвращаются с фотоаппаратом, но без пленки, парень снимал запрещенный объект.

Такое буйство растительности, как в Ботаническом саду, мы, конечно, не видели нигде. Поразили пальмы, бамбук, цветущие магнолии, многочисленные ядовитые растения, в том числе знаменитый анчар. Ходили по саду долго, много фотографировали.

СУХУМИ

В город приплыли на теплоходе. Плыли ночью, на верхней палубе. Новые, необычные ощущения. Кругом загадочное, темное море, морской теплый воздух. Сам корабль - это же из другой жизни, праздник наяву, музыка, огни, все люди кажутся счастливыми и праздничными.

В Сухуми в основном купались и загорали на пляже. Были в картинной галерее. И конечно сильное впечатление осталось от Сухумского обезьяньего заповедника. Обезьян в вольерах было видимо-невидимо. Нам рассказали, что обезьяны здесь служат важными помощниками человека в испытании новых лекарств, и мне, почему то было жаль этот "подопытный материал".

БОРЖОМИ

Город порадовал глаз лесистыми горами и, конечно мы не могли не посетить Сад минеральных вод, ради которого и заезжали в этот город. Пили воду "от пуза" из всех источников. Поразило нас, детей, что вода всюду бесплатная.

ГОРИ

Ничем не примечательный городок, если не считать, что именно здесь родился великий Сталин. Были в городе несколько часов. Надеялись, что побываем в доме-музее великого вождя. Но, увы, был понедельник, традиционно выходной день для музеев. Посмотрели на музей со стороны. Сам музей представлял собой двухэтажное каменное здание, а вот рядом, под специальным навесом, стоял деревянный дом, в котором и родился Вождь.

Из достопримечательностей еще лишь помню канавки по улицам, так привычные в южных городах, не необычные для нас, в которые сметался мусор, уносимый водным потоком в реку.

ОЗЕРО РИЦА

Еще остались смутные, почти стертые воспоминания о поездке на озеро Рица. Видимо наша поезда состоялась на автобусе из Сухуми. Запомнились такие участки дороги, как «тёщин язык», здесь дорога особенно сильно извивалась и водопад «женские слёзы». И, конечно, впечатлило само озеро – большое, красивое, с каменистыми берегами, заросшими лесом. И ещё, почему то, дебаркадер – белый, деревянный, красивый.

Из какого города мы возвращались домой, не помню. На улице лето, жара и мы в поезде в одних плавках. Некоторое время едем вдоль моря. Бывают остановки в чистом поле на несколько минут. Бежим и бросаемся в море, а потом довольные купанием, возвращаемся в вагон.

Интересные ссылки

geosid
02.02.10
16:48
Увы, так больше и не удалось побывать в Грузии. А кто-нибудь бывал в
этих местах недавно? Поделитесь впечатлениями.
Для добавления комментария вы должны зарегистрироваться.
Тульские фотоистории - иллюстрированные рассказы фотолюбителей о поездках, встречах, фотосессиях и пр.