|
Об учебе в школах помню немного. Основные воспоминания сохранились о
последней, средней школе. Так получилось, что я учился в трех
школах. Первая, начальная школа
N20 на Калинина располагалась в красивом двухэтажном деревянном
особняке, украшенном резьбой с высоким крыльцом. Деревянный
коробчатый переход соединял ее с еще одним небольшим зданием,
библиотекой. Широкая лестница вела на второй этаж, где и был наш
класс. Там же, в большом зале располагалась на возвышении сцена, где
и проводились все праздничные выступления. Помню лишь, что нас
постоянно одергивали, чтобы мы не бегали по залу. Помню свою первую
учительницу, уже пожилую женщину Елизавету Михайловну. Была она
заслуженной учительницей. В памяти остались и вечера дома, когда моя
мама учила меня правописанию. Это были самые трудные уроки -
правильно и аккуратно написать палочки и крючочки в тетради. Маме со
мной было нелегко.Последние годы в бывшем здании школы располагался детский сад.
В семилетнюю школу, здание почти напротив, мы всем классом были
переведены после окончания начальной школы. Семилетка располагалась
также в деревянном двухэтажном доме, лишенном всяких архитектурных
излишеств. Сейчас в этом доме находится какой-то колледж. Светлых
воспоминаний об учителях и классе не сохранилось. Наоборот, немало
учителей мне запомнились, как несимпатичные люди. Помню, что в нашем
классе оказалось сразу несколько второгодников, некоторые почти
неуправляемые. Так двоечнику Кубареву одна из учительниц была
вынуждена бить по рукам линейкой, чтобы он ее послушался. Помню
первую, близкую смерть. В классе умерла наша ученица Алла Горелик.
Дело было зимой. Многие пошли на похороны. Я боялся. Учитель биологии
рассказала, от чего умерла Алла. Рассказывала и показывала на учебных
пособиях, что такое цирроз печени. Здесь, в школе, меня
приняли в пионеры. Я стал ходить в наш городской
Дом пионеров, где записался в судомодельный кружок. Мне поручили
мастерить, а вернее закончить модель катера-толкача. Шпангоуты,
палуба, рубка, кнехты... Все это было интересно... и тяжело, ведь я
никогда не отличался терпеливостью и аккуратностью. И все же катер
получился под настойчивым руководством инструктора. Более того, на
какой-то выставке он занял одно из призовых мест. В Доме пионеров
вообще было интересно. Так можно было пойти в актовый зал и
посмотреть репетицию какого-нибудь кружка или бесплатно посмотреть
кинофильмы. Помню я и сам одно время учился там управляться с
кинопроектором. Восхищали мощные дуговые светильники в аппарате. И вот последняя моя школа №2. Здесь,
в школе, у меня появились и мои
первые друзья, с которыми я
был близок многие годы. Самые-самые мои друзья Игорь, Шурка, Вова и
два Юры. Игорь всегда поражал меня своей
целеустремленностью и напором. Жил он
в старом деревянном доме на втором этаже со своей мамой, недалеко от
вокзала. Разговора об отце при мне никогда не заводилось. Мама была
экстравагантной женщиной и мало заботилась о сыне. У ней была своя
жизнь. Игорь - симпатичный высокий стройный спортивный юноша. В
десятом классе он ушел в вечернюю школу, надо было работать, с
деньгами в семье всегда было туго. С тех пор наши отношения несколько
охладели, но продолжались еще четыре года до его внезапной для меня
посадки в тюрьму. Тогда я уже учился в Москве на втором курсе
института, а Игорь на первом в МИФИ. Жили мы далеко друг от друга и
виделись редко. От моего закадычного Шурки из Питера приходит письмо -
Игорь под арестом, замешан в кражах. Я в шоке. Не может быть! Вскоре
меня вызывает следователь. Он мне показывает огромный том с
фотографиями десятков украденных чемоданов, с эпизодами следственных
экспериментов. Для меня первый серьезный удар по вере в человека, и я
очень долго не мог опомниться от этого. Только через несколько лет я
узнаю, что Игорь живет в Якутии. Женился на местной жительнице. Отец
троих детей. Учительствует. Так и не смог его найти! Шура. Небольшого роста, но всегда
готовый верховодить. Самый
младший из большой семьи партийного работника. Друзья мы с ним с
первого класса. И везде не – разлей - вода. И по сей день мы не
теряем связи друг с другом – порой переговариваемся по телефону, и,
редко, но все же встречаемся. Сейчас он большой человек в Питере,
занимается сотовой связью.
Вова. У него, как и всех нас, семья со средним достатком, живущая в
плохонькой квартире старого деревянного дома рядом с заброшенным
костелом. Именно у него мы слушали магнитофон с плохими записями
Битлов, Высоцкого, блатных песен, стреляли из поджиги, мастерили
приемники. Утеряны мною всякие его следы и ничего не знаю о его жизни.
Юра П. Наверное самый умный из нас и невезучий – рано ушел из жизни.
Не стеснялся показать, что любит маму и бабушку. Участвовал во всех
наших проделках.
Юра С. Самый серьезный. Он и Вова поступили в академию связи и
закончили ее. Не удалось найти и его. Здесь, в классе зародилась и моя
первая любовь. Самой яркой, но не
самой красивой, в классе была девочка Ия. Ее смех, живость характера,
занятие балетом, редко кого из ребят могли оставить равнодушным.
Влюбился и я, безнадежно. Был я юношей крайне стеснительным и робким.
Сердце замирало от ее смеха, от ее взглядов и намеков. И конечно ее
фаворитом был не я, а мой дружок, красавец Игорь. В классе появились
пары. У самого близкого друга Шурки появилась девочка. Стало
интересно ходить на вечера и стоять в волнении у стенки, не решаясь
пригласить девочку на танец . На праздничные демонстрации нас не надо
было загонять – был лишний повод встретиться друг с другом, поднять
настроение. Раз Ия подарила мне на день рождения книгу, и мне
показалось, что на первой странице ею была оставлена подпись, а потом
стерта, и я долго пытался восстановить ее. А каток! Сердце замирало
от предполагаемой встречи. Вечера мы устраивали и по домам, где было
упоительно танцевать под пластинки. Наши отношения с Ией со временем
наладились и перешли в ровные, дружеские. Несколько лет, уже, будучи
студентом, я получал ее длинные письма и открытки, пока не влюбился в
мою будущую жену. И вот, спустя 40 лет, благодаря
интернету я нахожу свою первую
любовь – счастливую, ухоженную, все такую же привлекательную, мать
троих взрослых детей. В этой школе нам повезло с учителями.
Особенно запомнились учителя
химии, почему-то часто менявшиеся, но все замечательные. Благодаря
учителям и родителям, купившим мне набор "Юный химик" я всерьез
заинтересовался химией, что и определило мою дальнейшую жизнь. Я
участвовал в олимпиадах - городских, областных и даже занял призовое
место на областной олимпиаде.
Повезло нам с классным руководителем Валентиной Павловной (учителем
физики), понимавшей
и поддерживающей нас во всем. Именно с ней мы дважды были классом в
походе (О нем я расскажу Вам в следующий раз). Но все
кончается. Кончилась и наша учеба в школе.
Первые несколько лет после окончания мы навещали нашу "вторую",
заглядывали к нашей Валентине Павловне, даже показывали своих детей,
а потом было некогда,
незачем ...Прошли годы…
Прошло почти полвека со дня окончания школы. Сейчас, готовя материал
для этого фоторассказа, я благодаря интернету узнал много нового и
интересного о нашей школе и наших учителях. Так наш классный
руководитель Валентина Павловна стала директором школы и в 1996 году
ушла на пенсию. Наш веселый, остроумный и просто замечательный Юрий
Александрович основал в Вологде Художественную школу, где и трудился
долгие годы. Некоторые ученики этой школы стали впоследствии
заметными художниками. Узнал, что Валентина Акиндиновна Маклакова,
несменный наш директор с 1943 года ушла на пенсию в 1975 году и
является Почетным гражданином города Вологды. Узнал, что школа имеет
большую историю – 1935-1937 гг. - неполная средняя школа № 11
1937-1943 гг.- средняя школа №26, 1943-1954 - средняя мужская школа
№2, 1954-1991 гг. - средняя школа №2, с 1991 г. - гимназия №2. Вот что написано на сайте гимназии №2 о начале работы
школы:
Неполная средняя школа № 11 начала свою работу 20 августа 1935 г.
Тогда она располагалась на ул. Лассаля в двух зданиях. Одно –
двухэтажное, специально построенное, второе – одноэтажное,
приспособленное для учебы младших классов из жилого фонда.
Ученики, собранные из всех частей города и даже ближайших деревень,
были плохо одеты и обуты, не имели нужных для их возраста знаний,
представлений о дисциплине.
Учились в небольших классные комнаты с печным отоплением в две смены,
часто при свете керосиновой лампы. Дополнительные занятия, при
отсутствии места в школе, проводились около школы, между поленницами
дров, заполнявшими всю территорию школьного двора.
Много необычного увидели бы нынешние школьники в той, неполной № 11,
а с 1937 г. – средней школе № 26. Работали партийная и комсомольская
организации. Создавались пионерские отряды, октябрятские звездочки. В
борьбе за успеваемость использовались взаимопомощь, соцобязательства,
соревнование, похвальные листы, работа учкома. Общешкольные газеты
оформлялись настолько хорошо, что были признаны лучшими в городе и
посланы на выставку в Москву. Работали кружки и секции:
авиамодельный, стрелковый, друзей книги, затейников, политкружок,
безбожников, дорожно-транспортной службы и многие другие… Наша школа известна не только в
городе, но и за его пределами, о ней
есть книги, воспоминания выпускников и заметки в местной и
центральной прессе.
Учителя с любовью вспоминают своих учеников:
Е. Никитину - актрису и певицу, Я. Рубина - создателя Вологодского
камерного театра, Ю. Никитину, работающую в С.-Петербургском
профессиональном балете, Н. Федулову - врача-кардиолога, И. Баранова -
преподавателя МГУ, Е. Островского - преподавателя зарубежной
литературы ВГПУ.
И теперь там идет своя новая, непохожая на нашу жизнь...Ссылки
Школа в памяти на долгие годы
Громкая слава тихой школы
Наш директор
Художник Молев - ученик Баранова Ю.А.
Основатель компании - мой друг
Сайт МОУ Гимназия №2 г.Вологда
Статистика | 24ч. | 7дн. | Всего | Посетители: | 2 | 14 | 2244 |
geosid 22.11.15 11:03
| Моей школе юбилей - "?
ID=329105&SECTION_ID=160". Вологда празднует! | Для добавления комментария вы должны зарегистрироваться. |
|
|